Использование апсайклинг-технологии по изготовлению бумаги из кассовых чеков в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР

Формирование связной речи у детей с ТНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Для детей с ТНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски.

Таким образом, в работе с детьми с ТНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является практика использования апсайклинг-технологии по изготовлению бумаги из чеков, которая используется в дальнейшем для написания букв и создания творческих рассказов про них.

Апсайклинг (от англ. upcycling) — это вторичное использование материалов и вещей с созданием для них нового функционала и увеличения их ценности. Творческий подход к «новому прочтению» старых вещей.

Данный подход является увлекательным и формирует у детей позитивный настрой, стимулируя речевые навыки, как на стадии изготовления продукта, так и на стадии использования бумаги для письма.

Предложенная практика рассматривается не только в качестве вспомогательного логопедического приема, но в рамках целостной экосистемы речи, которая представляет собой сеть взаимодействующих структур:  речь, человек, как языковая единица и окружающая среда. Язык при этом является неотъемлемым компонентом цепи взаимоотношений между человеком, обществом и природой.

Новое поколение потребления, живущее в насыщенном информационном поле, в переизбытке благ, нуждается в инновационных методах обучения, где процессы становления речевых навыков реализуются как через классические логопедические подходы, так и через новую продуктивную деятельность, акцентированную на бережное отношение к окружающей среде.

Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в рамках стратегии природосберегающих технологий.

Задачи:

  • познакомить с апсайклинг-технологией производства бумаги из кассовых чеков с последующим ее использованием;
  • совершенствовать навык чтения;
  • уточнять знания по разным лексическим группам, расширять словарный запас;
  • развивать связную речь;
  • развивать навыки творческого рассказывания;
  • развивать моторное планирование, кистевой праксис;
  • расширять социальный, речевой и языковой опыт детей;
  • развивать самостоятельность и творческую активность детей при рассказывании;
  • осуществлять экологическое просвещение детей и родителей;
  • воспитывать навыкам разумного потребления и бережного отношения к окружающей среде;

Данная практика позволяет с первого этапа работы привлечь родителей воспитанников на стадии сбора чеков, совершая совместно с детьми покупки в различных супермаркетах.

После определенного периода сбора чеков ребята занимаются чтением названий купленных товаров и работают по предложенному логопедом чек-листу, распределяя все покупки в таблицу по лексическим группам: книги, канцелярские принадлежности, игрушки, продукты питания, одежда, обувь, посуда. Родители помечают галочкой выполненные пункты в столбце: «Отметка о выполнении».

Данная форма домашнего задания позволяет решать логопедические задачи по обогащению словарного запаса и закреплению знаний по лексическим темам, включив родителя в коррекционный процесс.

Чек-лист: «Вместе — за покупками!»

для контроля родителями усвоенных знаний детей по лексическим категориям

Отметка о выполнении Лексическая группа
  Перечислить овощи
  Перечислить фрукты
  Перечислить игрушки
  Перечислить книги
  Перечислить канцелярские принадлежности
  Перечислить молочные продукты
  Перечислить колбасные изделия
  Перечислить посуду
Перечислить одежду, обувь, головные уборы

Стадия подготовки чеков к дальнейшему литью бумаги путем ручного измельчения эффективно развивает соотносящие движения,  способствует развитию пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, тренирует силу захвата, укрепляет мелкие мышцы кистей рук и суставов.

На финальном этапе после процесса литья бумаги, проводимого учителем-логопедом, дошкольники пишут на переработанной бумаге первую букву своего имени и придумывают про нее историю, формируя навыки словесно-логического мышления, творческого рассказывания и воображения (Таблица 1).

 

Таблица 1. Этапы коррекционно-развивающей практики с использованием апсайклинг-технологии по изготовлению бумаги из кассовых чеков

Этапы практики Коррекционно-развивающая работа Содержание образовательной деятельности
Этап сбора чеков детьми совместно с родителями
  • Психологическая база речи (память, мышление, внимание, восприятие);
  • Обогащение и активизация словаря
Обсуждение назначения покупок родителей с детьми
Этап дифференциации покупок по лексическим группам
  • Обогащение и активизация словаря;
Совместная работа детей и родителей по  чек-листу «Вместе — за покупками!»
для контроля родителями усвоенных знаний детей по лексическим категориям
Этап ручного измельчения кассовых чеков на логопедическом занятии
  • Тренировка зрительно-моторной координации (глаз-рука);
  • Тренировка силы захвата, укрепление мелких мышц кистей рук, а также суставов.
  • Развитие межполушарных связей;
  • Тренировка правильного пальцевого захвата;
  • Развитие моторного планирования;
  • Развитие точности движений;
  • Тренировка моторного разделения двух рук на сильную сторону и сторону точности (потянуть двумя руками бумагу от себя и к себе);
  • Укрепление силы большого пальца по отношению к остальным четырём пальцам;
  • Развитие зрительного внимания
Ручное измельчение бумажных кассовых чеков, изучение свойств бумаги
Этап использования переработанной бумаги
  • Совершенствование навыка выделения первой буквы в слове;
  • Совершенствование навыка написания букв;
  • Развитие связной речи;
Выделение первых букв в именах детей.
Составление рассказа про выбранную букву.

Рассмотренные особенности апсайклинг-технологии производства бумаги из кассовых чеков с последующим ее использованием позволяют эффективно решать комплексные логопедические задачи, что является инновационным подходом. Данная практика создает положительную мотивацию к занятиям у детей, реализует возможность распространения знаний о разумном потреблении и технологии переработки макулатуры путем создания общего учебно-деятельного пространства, включающего детей, родителей и учителя-логопеда.

Бурыкина Татьяна Владимировна
учитель-логопед, МБДОУ № 177
г. Ростов-на-Дону

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *