Использование апсайклинг-технологии по изготовлению бумаги из кассовых чеков в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
Формирование связной речи у детей с ТНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Для детей с ТНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски.
Таким образом, в работе с детьми с ТНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является практика использования апсайклинг-технологии по изготовлению бумаги из чеков, которая используется в дальнейшем для написания букв и создания творческих рассказов про них.
Апсайклинг (от англ. upcycling) — это вторичное использование материалов и вещей с созданием для них нового функционала и увеличения их ценности. Творческий подход к «новому прочтению» старых вещей.
Данный подход является увлекательным и формирует у детей позитивный настрой, стимулируя речевые навыки, как на стадии изготовления продукта, так и на стадии использования бумаги для письма.
Предложенная практика рассматривается не только в качестве вспомогательного логопедического приема, но в рамках целостной экосистемы речи, которая представляет собой сеть взаимодействующих структур: речь, человек, как языковая единица и окружающая среда. Язык при этом является неотъемлемым компонентом цепи взаимоотношений между человеком, обществом и природой.
Новое поколение потребления, живущее в насыщенном информационном поле, в переизбытке благ, нуждается в инновационных методах обучения, где процессы становления речевых навыков реализуются как через классические логопедические подходы, так и через новую продуктивную деятельность, акцентированную на бережное отношение к окружающей среде.
Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в рамках стратегии природосберегающих технологий.
Задачи:
- познакомить с апсайклинг-технологией производства бумаги из кассовых чеков с последующим ее использованием;
- совершенствовать навык чтения;
- уточнять знания по разным лексическим группам, расширять словарный запас;
- развивать связную речь;
- развивать навыки творческого рассказывания;
- развивать моторное планирование, кистевой праксис;
- расширять социальный, речевой и языковой опыт детей;
- развивать самостоятельность и творческую активность детей при рассказывании;
- осуществлять экологическое просвещение детей и родителей;
- воспитывать навыкам разумного потребления и бережного отношения к окружающей среде;
Данная практика позволяет с первого этапа работы привлечь родителей воспитанников на стадии сбора чеков, совершая совместно с детьми покупки в различных супермаркетах.
После определенного периода сбора чеков ребята занимаются чтением названий купленных товаров и работают по предложенному логопедом чек-листу, распределяя все покупки в таблицу по лексическим группам: книги, канцелярские принадлежности, игрушки, продукты питания, одежда, обувь, посуда. Родители помечают галочкой выполненные пункты в столбце: «Отметка о выполнении».
Данная форма домашнего задания позволяет решать логопедические задачи по обогащению словарного запаса и закреплению знаний по лексическим темам, включив родителя в коррекционный процесс.
Чек-лист: «Вместе — за покупками!»
для контроля родителями усвоенных знаний детей по лексическим категориям |
|
Отметка о выполнении | Лексическая группа |
Перечислить овощи | |
Перечислить фрукты | |
Перечислить игрушки | |
Перечислить книги | |
Перечислить канцелярские принадлежности | |
Перечислить молочные продукты | |
Перечислить колбасные изделия | |
Перечислить посуду | |
Перечислить одежду, обувь, головные уборы |
Стадия подготовки чеков к дальнейшему литью бумаги путем ручного измельчения эффективно развивает соотносящие движения, способствует развитию пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, тренирует силу захвата, укрепляет мелкие мышцы кистей рук и суставов.
На финальном этапе после процесса литья бумаги, проводимого учителем-логопедом, дошкольники пишут на переработанной бумаге первую букву своего имени и придумывают про нее историю, формируя навыки словесно-логического мышления, творческого рассказывания и воображения (Таблица 1).
Таблица 1. Этапы коррекционно-развивающей практики с использованием апсайклинг-технологии по изготовлению бумаги из кассовых чеков
Этапы практики | Коррекционно-развивающая работа | Содержание образовательной деятельности |
Этап сбора чеков детьми совместно с родителями |
|
Обсуждение назначения покупок родителей с детьми |
Этап дифференциации покупок по лексическим группам |
|
Совместная работа детей и родителей по чек-листу «Вместе — за покупками!» для контроля родителями усвоенных знаний детей по лексическим категориям |
Этап ручного измельчения кассовых чеков на логопедическом занятии |
|
Ручное измельчение бумажных кассовых чеков, изучение свойств бумаги |
Этап использования переработанной бумаги |
|
Выделение первых букв в именах детей. Составление рассказа про выбранную букву. |
Рассмотренные особенности апсайклинг-технологии производства бумаги из кассовых чеков с последующим ее использованием позволяют эффективно решать комплексные логопедические задачи, что является инновационным подходом. Данная практика создает положительную мотивацию к занятиям у детей, реализует возможность распространения знаний о разумном потреблении и технологии переработки макулатуры путем создания общего учебно-деятельного пространства, включающего детей, родителей и учителя-логопеда.
Бурыкина Татьяна Владимировна
учитель-логопед, МБДОУ № 177
г. Ростов-на-Дону