Конкретизация методов развития зрительного восприятия у детей с ДЦП

Понятие ДЦП (детский церебральный паралич), подразумевает двигательные нарушения, вызванные повреждением головного мозга. Эти нарушения, в различных формах ДЦП, проявляются по-разному.

Особенности обучения детей с ДЦП продиктованы данным аспектом нарушения, но имеют, в своей структуре, сложную специфику дефекта. Это касается интеллектуального развития, в частности, развития познавательной сферы.

Причинами недоразвития познавательной деятельности называют такие факторы как:

  • Нарушение зрительного и слухового восприятия;
  • Проблемы с вниманием и концентрацией;
  • Задержка в развитии речи;
  • Пространственные и моторные трудности.

Эти факторы могут замедлить коррекционный процесс обучения данной категории детей.

Для детей с ДЦП характерны нарушения зрительного восприятия. Возможно, что к трём годам, при своевременном обращении к специалистам, процесс реабилитации будет успешным. Однако, положительный результат зависит, непосредственно, от области поражения зон коры головного мозга.

Коррекционная работа с дошкольниками будет более эффективной при использовании разнообразных игр, т.к. игровая деятельность, в этом возрасте, является ведущей. Игра также развивает речь и способствует положительному развитию психического состояния ребенка.

Для детей раннего возраста важным является: развитие подвижности глаз, плавности взгляда, согласованности взгляда с движением головы.

Для этой цели выполняются различные упражнения:

  • Движения головой: (В момент, когда ребёнок задерживает на вас взгляд, медленно перемещайте голову вправо, влево, чуть отдаляясь, продолжая говорить или улыбаться. Следите, чтобы малыш смотрел на вас и перемещал взгляд вслед за вашими движениями). Занимайтесь по две минуты три раза в день;
  • Движения с игрушкой: (Для этой цели подойдут яркие игрушки. Плавно перемещайте их в пространстве и следите за взглядом ребёнка).
  • Вертикальное положение: (Для этого упражнения потребуется помощник. Ребенка нужно взять на руки и поместить в вертикальное положение.

Помощник, взяв яркую игрушку, медленно перемещает ее перед лицом ребенка вверх, вниз, влево, вправо, приближая и отдаляя её, следя за взглядом ребёнка. Это упражнение сложнее двух предыдущих, поэтому рекомендую выполнять его по 15-17 секунд три раза в день).

  • Разглядывание картинок: (Показывайтесь ребенку рисунки с яркими картинками и узорами, когда он находится в положении на спине или на животе;
  • Рассматривание предметов: (Можно подвесить над кроваткой несколько предметов. Сначала одинаковых по форме, затем разных по функционированию: качающиеся, блестящие, звучащие. Держать их все время над кроваткой не нужно.

 

Для детей дошкольного возраста в коррекционной работе важным является их зрительный опыт: установление зрительного контакта с другими людьми, использование языка жестов.

Для родителей детей с нарушениями зрения предлагаю общие рекомендации, которые помогут им в занятиях:

  • Сопровождайте все свои действия простыми словами;
  • Однотипным действиям должны соответствовать односложные фразы;
  • Разговаривайте с ребёнком ласково.
  • Собирайте игрушки в коробку, перемещайтесь её по комнате, чтобы ребёнок понимал, что игрушки не исчезают, а перемещаются.
  • Подвешивайте игрушки над кроваткой. В этом возрасте ребёнок может не только следить за ними глазами, но и знакомиться с ними кинестетически.

 

Дополнительные рекомендации связаны с особенностями данной категории детей с нарушениями зрения, а именно способности частичного видения. Родители должны максимально использовать эту возможность.

Для этих целей поможет ряд условий, которые необходимо учитывать:

  • Задействуйте большие игрушки и предметы;
  • Разнообразьте цветовую гамму: игрушки и предметы должны быть яркими (красными, оранжевыми, синими);
  • Используйте свойства предметов, которые могут меняться (светиться, блестеть, переливаться);
  • Ребенок должен играть в светлом, хорошо освещенном помещении.

Дефекты зрения приводят к тому, что образы предметов искажаются, поэтому   в работу, по развитию зрительного восприятия, должны включаться упражнения по развитию восприятия цвета, формы, величины предметов и объектов.

В качестве подручного материала, предлагаю родителям использовать образцы цветной бумаги, разноцветный пластилин, ткани, наборы плоских и объёмных геометрических фигур, мозаику, конструктор «Лего» и т.д. Главным, в работе с данными материалами, должно быть разнообразие цвета, формы и величины. Это могут быть картинки с предметами, нарисованными с ошибками в размере или в форме; узнавание предмета по его части, обведение по контуру, разглядывание объёмных картинок.

 

Задания, которые могут быть использованы:

  • Разложить фигуры или предметы от самого темного до самого светлого.
  • Подобрать фигуры или предметы по форме, цвету, величине.
  • Узнать предмет по его части, контуру, силуэту;
  • Нарисовать что может быть желтое, квадратное, красное, круглое.
  • Нахождение парных картинок;
  • Складывание картинок, разрезанных по разным векторам;
  • Собирание кубиков с изображениями знакомых предметов;
  • Конструирование по образцу из палочек, плоскостного или объёмного материала.

Для детей с нарушениями зрения важны занятия по рисованию. В торговых сетях представлен широкий ассортимент: наборы карандашей, фломастеров, красок, мелков, альбомов, блокнотов.

В начале занятия перед ребенком необходимо поставить задачу или задачи, например: «Каким цветом нарисуешь мандарин, яблоко, лимон», «Какими цветами нарисуешь елочку, которая растёт в лесу. Какими цветами нарисуешь елочку, которую украсили к празднику». Можно рисовать вместе с ребенком, расширяя его художественные возможности. Часто встречаются рисунки детей с одинаково раскрашенными предметами. Обращайте на это внимание ребенка.

Рекомендации представленные выше являются общими и дополнительными для данной категории детей.

Предлагаю родителям ознакомиться с рекомендациями по развитию цвета, формы и величины предметов более подробно.

Упражнения по развитию восприятия цвета предмета проводятся по определённой схеме:

  • Освоение основных и оттеночных цветов, в сопровождении наглядного материала и словесной инструкции;
  • Называние основных и оттеночных цветов по предъявлению взрослого;
  • Сопоставление предметов по цвету, совместно с речевыми высказываниями и пояснениями («Посмотри на карандаши и покажи (синий, красный, оранжевый). К карандашам положили фломастеры, какого они цвета? А теперь давай распределим фломастеры рядом с карандашами так, чтобы они совпадали по цвету.

Упражнения для развития восприятия формы предмета:

— Показать и назвать (с помощью взрослого) основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник);

  • Назвать фигуры самостоятельно;
  • Установить соответствие геометрических фигур с предметами окружающей обстановки, добавляя речевое объяснение («Посмотри на картинки; Посмотри вокруг; Покажи и назови предметы, которые похожи на круг, квадрат»).

Упражнения для развития восприятия величины предмета:

  • Показ предметов (от 3 до 6, в соответствии с возрастом ребёнка) разной величины, в сопровождении речевой инструкции. (Например: «Покажи самый маленький, тонкий, высокий, узкий»).
  • Расположить набор предметов в разной последовательности с обязательным речевым сопровождением. (Например: «Этот дом низкий, этот повыше, этот еще выше»).
  • Задания, на ориентацию в плоскости листа или в пространстве, с использованием в речи пространственных предлогов и наречий (в, на, под, за, возле, слева, впереди и т.д.).

Необходимо помнить, что у детей с нарушением зрения наблюдается зрительное утомление, поэтому упражнения необходимо чередовать с физкультминутками, динамическими паузами.

Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте, является, с одной стороны, профилактикой, с другой стороны, предупреждением нарушения чтения и письма у младших школьников. Зрительное восприятие влияет и на психическое состояние ребёнка, так как ограничения видения влекут за собой эмоциональные, соматические нарушения, что осложняет процесс социальной адаптации в целом.

 

Список литературы:

  1. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие. – Мн.: Асар, 2003. – 288 с.
  2. Никулина Г.В. Зрительное восприятие. Диагностика и развитие: учеб. Пособие. – Киров: МЦНИП, 2013. – 220 с.
  3. Современные представления о механизме зрительного восприятия. [Л.Н. Подладчикова, Т.И. Колтунова, А.И. Самарин и др.] М-во образования и науки Рос. Федерации, Юж. Федер. Ун-т, Науч.-исслед. Технол. Центр нейротехнологии. — Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2017. – 166 с.

Козлова Дарина Евгеньевна
учитель-дефектолог, ГБУ ГППЦ ДОНМ
г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *