Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушения понимания речи детей с речевым недоразвитием

Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в жизни ребёнка, когда закладываются основы его познавательного развития, формирования личности и, конечно же, речи. Понимание речи – ключевой компонент коммуникативной компетентности, определяющий успешность дальнейшего обучения, социализации и полноценного взаимодействия с окружающим миром. Именно способность понимать обращённую речь позволяет ребёнку воспринимать, усваивать и использовать информацию, выражать свои мысли, чувства и желания. Однако у детей с общим недоразвитием речи этот процесс часто нарушен, что создаёт значительные трудности в овладении языком и адаптации к обществу.

В настоящее время отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, что обуславливает актуальность проблемы развития понимания речи у данной категории воспитанников. В связи с этим особую значимость приобретает разработка и внедрение эффективных коррекционных программ, направленных на преодоление речевых трудностей и успешную подготовку детей к школьному обучению.

Данная работа посвящена изучению особенностей развития понимания речи у дошкольников с ОНР и разработке подходов к коррекционной работе, направленных на анализ практического опыта работы с детьми с ОНР на базе МБДОУ детского сада «Сурская сказка» села Засечного.

В нашем детском саду проводится комплексная и индивидуализированная работа по преодолению речевых нарушений, а главным образом, и пониманию речи у дошкольников с ОНР, она включает:

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия. На данном этапе проводится работа на различение сначала неречевых, а затем речевых звуков. Занятия данного плана проводятся непосредственно на логопедических занятиях, кроме того, воспитателям даются игры и упражнения для занятий в группе, а также логопед подбирает упражнения, которые включаются на занятия музыкальным руководителем и работником по физической культуре.
  2. Работа по обогащению словарного запаса проводится всеми сотрудниками детского сада, кто работает с детьми данной логопедической группы. Все занятия по согласованию с планом логопеда проводятся по одной лексической теме, что помогает всесторонне развивать лексикон дошкольников.
  3. Развитие грамматического строя речи. На данном этапе проводится работа над теми грамматическими категориями, которые нарушены у того или иного ребенка. Задания такого плана включаются в каждое индивидуальное или групповое логопедическое занятие с дошкольниками, а также логопедом составляются индивидуализированные задания для дошкольников, которые передаются воспитателям для дальнейшей отработки в группе. Кроме того, логопед подбирает персонализированные домашние задания для каждого ребенка, а затем дает рекомендации родителям по выполнению данных упражнений.
  4. Работа над звукопроизношением. Эта часть является работой исключительно логопеда, однако, чтобы помочь в автоматизации или введении в речь какого-либо звука в данный процесс подключаются родители и воспитатели.

В работе над всеми категориями речи необходимо соблюдать главное правило – давать задания детям простыми короткими инструкциями, а также проводить коррекционную работу над всеми сторонами речи. Занятия должны быть системными и обязательно соответствовать главному принципу педагогики по мнению Я.А. Коменского: «от простого к сложному» [2]. Это правило касается всех участников образовательного процесса. Именно так получится эффективно развить понимание речи у дошкольников с ОНР.

Таким образом, из всего вышесказанного, следует вывод о том, что развитие понимания речи у дошкольников с ОНР – это сложный и многоэтапный процесс, который требует обязательного индивидуализированного, комплексного и системного подхода. Необходимо проводить ранние диагностические пробы по выявлению нарушений понимания речи. Ведь чем раньше обнаружится проблема, тем проще и быстрее получится ее скомпенсировать. Коррекционная работа будет эффективной лишь тогда, когда будет учтен индивидуальный подбор методик, будут учтены все когнитивные, эмоциональные и психические особенности ребенка, а также будет осуществлено тесное сотрудничество и взаимодействие логопедом с другими участниками воспитательного и образовательного процесса, а именно с воспитателями, психологами, специалистами по физической культуре, музыкальными работниками, главным образом, родителями и, при необходимости с медицинскими работниками. Использование в работе нестандартных, инновационных методик, которые будут ориентированы на развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматических категорий, что в свою очередь позволит достичь значительных положительных результатов в развитии понимания речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Ваганова Юлия Сергеевна, Медведева Елена Юрьевна ПРОБЛЕМЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-issledovaniya-detey-s-onr-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.12.2024).
  2. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Электронный ресурс] / Я.А. Коменский. – Электрон. текстовые дан. – М.: Наркомпрос РСФСР. – Режим доступа: https://school3semey.ucoz.ru/111/kamenskij.pdf (дата обращения: 13.12.24).
  3. Кузьмина О. С., Огородникова Е. П. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Auditorium. 2020. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-slovarnogo-zapasa-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 13.12.2024).
  4. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Электронный ресурс] / Р.Е. Левина. – Электрон. текстовые дан. – М.: Просвещение. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0286/4_0286-1.shtml (дата обращения: 26.11.24).

Троицкая Елена Сергеевна
логопед, логопедический центр Ключниковых
Город Пенза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *