Проблема формирования эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Аннотация: В последнее время проводится множество исследований которые  посвященные развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, они свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристиках лексического запаса. Исследования эмоциональной лексики у детей с речевыми нарушениями показали, что данный вид лексики используется дошкольниками фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях, а также при определении и назывании эмоциональных состояний большое количество детей испытывают значительные трудности.

Ключевые слова: эмоциональная лексика, общее недоразвитие речи III уровня, развитие ребенка, чувства, речевая система.

В последнее время к изучению эмоций обращались и обращаются многие науки. Осознание важности данной области знания выражается в многочисленных диссертациях, различных публикациях и международных конференциях, посвященных изучению эмоций. Рассмотрим же данную проблему с лексической стороны и постараемся ответить на такие вопросы как:  Что такое эмоциональная лексика? Как эмоциональная лексика влияет на развитие ребенка? Что такое ОНР и как развивать эмоциональную лексику у детей с ОНР III уровня?

И так что же такое эмоциональная лексика? Эмоциональная лексика — это умение выражать чувства, настроения, переживания человека. Неумение выражать свои чувства, влечет за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, то есть потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения. Изучение и развитие эмоциональной лексики имеет огромное значение именно в дошкольном возрасте так как именно в этот период у ребенка интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев), происходит развитие представлений ребенка о себе и другом (Е.А. Панько, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон). Именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Эмоциональная лексика является вербальным обозначением эмоций, способствует осознанию человеком своих собственных эмоциональных переживаний (Л.С. Выготский, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн). Отсюда выходит, что формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольника.

Как эмоциональная лексика влияет на развитие ребёнка?

Л.Ш. Аникеева пишет, что ещё в перинатальном периоде ребёнок реагирует на сенсорные переживания, сопровождающие комфортные и некомфортные состояния матери. В 28 недель у плода уже есть мимические реакции – неудовольствие он выражает, если мать ест что-то горькое и солёное, а удовольствие – если сладкое.

Однако в 2,5 месяца он уже способен реагировать на благоприятные события социальной улыбкой, а в 3 месяца – «комплексом оживления» – простейшим неосмысленным рефлексом, который сопровождается гулением.

В 5-6 месяцев у детей возникают другие универсальные эмоции: страх при приближении незнакомца и неудовольствие при отделении от матери.

Так уже с младенческого возраста ребенок показывает свою реакцию на окружающую действительность. Эмоции могут быть положительными, позитивными — например, смех, радость, или отрицательными, негативными — страх, плач. Малыш может продемонстрировать и нейтральные, например, удивление. Так же эмоции влияют на параметры речи: и интонационные, и произносительные. В 4-5 лет дети способны абстрагироваться от эмоционального отношения к предмету или явлению и соотнести поступок с нормами морали.

Развитие аспектов эмоционально волевой сферы детей служит определяющим фактором, для достижения результата и успешности во всех видах деятельности малышей. Влияет также на учебу, коммуникативность, социализацию дошкольника.

Роль семьи очень важна при правильном, здоровом формировании эмоциональности крохи. Ведь именно в дошкольном возрасте у несмышленыша формируются, закрепляются основные аспекты эмоций. Прививать, развивать положительное отношение к окружающим, показывать на собственном примере важность позитивного настроения — все это в силах родителей.

Что такое ОНР и как развивать эмоциональную лексику у детей с ОНР III уровня?

Общее недоразвитие речи (ОНР) —нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями (В. М. Акименко, И. Ю. Кондратенко). Ученые утверждают, что использование моделей позволяет повысить качество обучения и воспитания детей с речевой патологией. Научные исследования подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Л. А. Венгер, Л. М. Фридман и др.).

Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения к предмету высказывания, а также является средством выражения личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети с ОНР пользуются в основном наиболее часто употребляемыми в обиходе словами. А эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. Между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации.

Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды.

Определяющим фактором, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, А.М. Леушиной и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания (мнемотаблицы), на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский.

Следует использовать специальные упражнения по развитию воспроизведения ритма речи:

  1. прослушать с закрытыми глазами и отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары
  2. отстучать по подражанию предъявленные простые ритмы
  3. отстучать по подражанию предъявленные сложные ритмы

Также проводятся игры, в которых предлагается прослушать одну и ту же фразу, например, «Мама пришла», но произнесенную с разнообразными эмоциональными оттенками. При этом описываются различные ситуации, предшествующие данной фразе,например:

  • Петя целый день был дома один. Ему не с кем было играть, и он очень скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался и воскликнул: «Мама пришла!»
  • Петя с другом увлеклись играми. Они играли в конструктор, в прятки, а потом решили поиграть в «Приведения». Дети разрисовались красками, вырезали одежду из простыней. Вдруг раздался звонок, и Петя с испугом сказал: «Мама пришла».

Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дель, С.В., Нечаева, Д.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой [Текст] / С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 5-12.
  2. Зигангирова, Ж.В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ж.В. Зигангирова, О.Н. Тверская // Логопед. – 2011. – №1. – С. 35-48.
  3. Исхакова, Л.М. Развитие эмоциональной сферы детей [Электронный ресурс] / Л.М. Исхакова // lib.znate.ru : электр. б-ка. – Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-135078.html. – Загл. с экрана. – 16.04.2014.
  4. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : монография / И.Ю. Кондратенко. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.
  5. Кузнецова, Л.И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности [Текст] / Л.И. Кузнецова // Логопед. – 2011. – № 3. – С. 18-24.
  6. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] : пособие для практ. работников дошк. учреждений / В.М. Минаева. – М. : АРКТИ, 1999. – 48 с.
  7. Тимофеева, С.А Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения и речи [Текст] / С.А. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 36 -38.
  8. Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] // Психологос : энцикл. практ. психологии.

Макеева Анна Андреевна
студент СтГМУ
г. Ставрополь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.