Ранняя профилактика и устранение речевых нарушений
В современном мире неуклонно растет число детей с отклонениями в речевом развитии. А ведь восприятие, воображение, память человека формируются и развиваются на основе речи и ее смысловой единицы «слово». Отсутствие мер по предупреждению речевых нарушений у ребенка может привести к появлению нарушений процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, вторичной задержке познавательной деятельности. Для того, чтобы предотвратить или сгладить вторичные нарушения речевого, личностного развития необходима ранняя диагностическая, коррекционная помощь детям с речевым расстройством раннего и младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи исследования:
- на основе анализа современных психолого-педагогических исследований изучить вопросы профилактики речевых нарушений у младших дошкольников;
- выявить особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста и обозначить причины возникновения речевых нарушений
- раскрыть основные направления диагностики и профилактики речевых нарушений у младших дошкольников;
- провести диагностику речи детей младшего дошкольного возраста, для выявления группы риска возникновения речевых нарушений;
- изучить специфику и разработать содержание мероприятий, направленных на профилактику речевых нарушений у младших дошкольников.
- выявить результаты экспериментального исследования проблемы ранней диагностики и профилактики речевых нарушений у младших дошкольников
В ходе исследования важно выявить наиболее эффективные методики диагностики речевых нарушений и разработать комплекс мероприятий, направленных на профилактику возникновения первичных и вторичных речевых нарушений у младших дошкольников. В этом нам помогут следующие методы исследования: теоретические (анализ научно-методической литературы в аспекте изучаемой проблемы); практические (эксперимент, наблюдение; тестирование; математическая обработка данных).
Результаты полученные в ходе эксперимента говорят о том, что основными причинами возникновения речевых нарушений являются различные патологии беременности, родовые травмы, различные заболевания малыша в первые годы жизни и т.д.. Анализ современных психолого-педагогических исследований профилактики речевых нарушений у младших дошкольников показал, что профилактика нарушений речи, строится на устранении, по возможности, из жизни ребёнка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений, было выделено три типа профилактики: предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика; предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика; социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.
Основные направления диагностики и профилактики речевых нарушений у младших дошкольников включающие в себя: организацию комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей, выявление особенностей и трудностей речевого развития, раннее выявление факторов риска в развитии речи. Любая логопедическая профилактика может быть действенна лишь при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и так далее) с опорой на нормативы развития. В профилактике должны участвовать: медики, педагоги, логопед, родители.
Основными направлениями профилактики речевых нарушений младших дошкольников являются: профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего (дошкольного) возраста; обогащение и уточнение словаря; формирование грамматического строя речи; работа с родителями по профилактике речевых нарушений.
После проведения профилактической работы с родителями и детьми стало очевидной эффективность влияния педагогической программы по профилактике речевых нарушений.
Таким образом, проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи остается актуальной, т.к. большая часть обследованных детей имела риски возникновения нарушений развития речи, которые при своевременной диагностике и коррекционно-профилактической работе удалось значительно снизить.
Садриева Сельвина Расиховна
учитель -логопед,
с. Подгородняя Покровка, Оренбургский р-н