Роль сказки в развитии речи дошкольника
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребёнка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах. Сказка является эффективным методом в развитии речи детей.
Формы работы со сказкой могут быть различны:
- сочинение сказочных историй;
- придумывание своего окончания;
- добавление нового героя.
В своей работе, использую игры со сказками: «Перескажи сказку», «Сказочное лото», игра «Сказка плюс…», игра «Старая сказка на новый лад».
Игра «Перескажи сказку»
В эту игру надо играть как можно чаще. Прочитали ребёнку часть сказки, попросили его пересказать. Вначале помогайте малышу, подсказывайте, задавайте наводящие вопросы. Постепенно ребёнок будет пересказывать все более уверенно.
Игра «Сказочное лото»
Дети сами выбирают несколько (двух, трех или больше) героев из разных сказок, место действия и сами придумывают новую сказку с этими героями. Хорошо если дети будут видеть своих героев, для этого приготовьте заранее иллюстрации к сказкам, игрушки, изображающие героев, рисунки, исполненные самими детьми.
Игра «Старая сказка на новый лад»
Предлагаем детям в известной им сказке изменить или время действия (например, в наши дни или даже в будущем, или место действия (перенести действие в город, в многоэтажный дом, на необитаемый остров, в пустыню и др.). И рассказывать сказку с теми же героями, стараясь придерживаться тех же событий, что и в сказке, того же сюжета. Но в новых условиях (или времени, или места). Это уже будет немного другая сказка: Чтобы детям было легче играть в эту игру, взрослому лучше заранее придумать одну из таких сказок и рассказать её детям. Дети быстро поймут, что от них требуется.
Методы, применяемые в развитии речи, с использованием сказок:
- Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей. Например: Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках, или с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.
- Коллаж из сказок. Если сказки знакомы, можно обойтись иллюстрацией: Баба Яга встретила Колобка и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Детям лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Например: в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?
- Перевирание сказки. Метод используется, когда сказка хорошо знакома детям. Например: Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка. Дети поправляют: Нет, не Желтая! Воспитатель: Да-да, конечно, я забыла! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т. д.
- Изменение ситуации в знакомых сказках. Методом проб и ошибок и рассуждений позволяет двигаться к возможным ответам, приучая детей постепенно менять ситуации в сказках. Например: «Гуси-лебеди». На пути Машеньки встречается Волк. «Волк и семеро козлят»- Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.
- Сказка по-новому. Этот метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например: Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.
- Эксперименты в сказках. Этот метод помогает детям не только в развитии речи и творческого мышления, но и в развитии чувств. Например: Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее дочери.
- Сказки от превращений. Метод помогает детям в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка уже начало фантазии и сочинительства. Например: Начало сказки: как хорошо летать над цветами и видеть все сверху. Но однажды…»
- Спасательные ситуации из сказок. Воспитатель, используя этот метод, специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов, «спасательных» решений. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствует развитию связной речи.
- Закончи сказку. Метод позволяет развивать умение логически завершать рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.
Карина Татьяна Николаевна
учитель-логопед, МБДОУ д/с № 508
г. Новосибирск