Конспект речевого досуга «День родного языка» в подготовительной к школе группе
Тема: «День родного языка».
Цель: Формирование у детей уважения и любви к родному языку; воспитание нравственно-патриотических качеств.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, многозначных слов, пословиц, загадок;
- обогащать словарный запас детей;
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
- развивать фонематическое восприятие;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к своей стране, родному языку;
- способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Предварительная работа: работа с многозначными словами, фразеологизмами, пословицами и поговорками;
Методы и приёмы:
- словесные (вопросы к детям, беседа, художественное слово);
- наглядные (картинки, демонстрация действий с речевым сопровождением);
- практические;
- игровые.
Использование современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие;
- ИКТ;
- игровые;
- личностно-ориентированные.
Материалы и оборудование: сундучок с пословицами; картинки с многозначными словами (лук, кран, кисть, коса, иголки, ручка, молния); буквы для составления слова «РОДИНА»; мольберт с магнитной доской; магниты; карточки для записи слов на заданные звуки; слайды с картинками-отгадками; стол; стулья для участников команд; грамоты.
Ход организованной образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
1. Оргмомент.
(дети друг за другом заходят в зал, повторяют движения за логопедом)
Л: — Встаньте, дети, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы друг другу улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
Получился дружный круг!
— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Вы все такие красивые, интересные мальчики и девочки!
(дети присаживаются на стульчики)
II.Основная часть.
2. Беседа о родном языке.
— Ребята, сегодня большой праздник. 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учрежден 24 года назад, в 1999 году.
— А как вы думаете, какое значение имеет для людей родной язык?
— У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек – родной язык. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Нас учили говорить на нем родные люди, на нем мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке – значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них сохраняет наследие и традиции своего народа, которые мы должны оберегать.
— Пусть люди празднуют года, века
Международный день родного языка.
Родную речь любите, уважайте,
И скверным словом вы её не засоряйте.
В мире насчитывается огромное количество языков. Международный день родного языка отмечают не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии. Каждый народ говорит на своем языке.
3. Обогащение словаря путем подбора прилагательных.
— Подскажите, на каком языке говорят:
В Италии говорят на … (итальянском)
В Англии на… (английском)
В Индии… (индийский)
Во Франции … (французский)
В Германии … (немецкий)
В Японии … (японский)
В Китае … (китайский)
В России … (РУССКИЙ)
— Как называются жители нашей страны?
— Как называется столица нашей Родины?
— Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить!
— А какая она – Россия? Подберите слова.
(могучая, славная, красивая, любимая, надёжная, великая, добрая, сильная, бескрайняя, живописная, единая, многонациональная, необъятная, могущественная, православная, свободолюбивая, современная, трудолюбивая)
— Наша страна многонациональна. Какие национальности вы знаете? (мордва, татары, чуваши, ненцы, якуты, буряты …)
— А что помогает нам всем общаться?
(русский язык)
— Русский язык в России – это государственный язык, с помощью которого общаются в нашей стране люди всех национальностей.
Русский язык богат и необычайно красив. В нём есть много слов, красивых оборотов, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи или общаемся друг с другом. Не случайно многие произведения русских поэтов и писателей получили признание во всем мире.
— Каких великих русских поэтов и писателей вы знаете? (Антон Чехов, Лев Толстой, Николай Носов, Евгений Чарушин, Самуил Яковлевич Маршак, Корней Чуковский, А.С.Пушкин, Михаил Лермонтов, Сергей Есенин и многие другие).
Родной язык – народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стих или проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
4. Повторение пословиц.
— Родной язык не только передает информацию, но и воспитывает. Особую роль языка, его ценность и значимость подчеркивают пословицы. Они указывают на то, что слова, высказанные на русском языке, имеют особую силу и способность передать истину, являются инструментом мирного решения конфликтов. Пословица – недаром молвится!
— Предлагаю вам поиграть в игру «Пословица, мы тебя знаем». Я буду говорить начало пословицы, а вы — её продолжение.
Поспешишь – …. (людей насмешишь).
Что посеешь, ….. (то и пожнёшь).
Без труда …. (не выловишь и рыбку из пруда).
Семь раз отмерь, …. (один отрежь).
Глаза бояться, ….. (а руки делают).
С кем поведёшься, … (от того и наберёшься).
Любишь кататься – …. (люби и саночки возить).
Сделал дело – …. (гуляй смело).
Век живи – …. (век учись).
Друга ищи, а найдешь … (береги).
Кто много читает, … (тот много знает).
Что написано пером, … (того не вырубишь топором).
Без русского языка … (не сколотишь и сапога).
Не все годится, … (что говорится).
Слово – серебро, … (молчание – золото).
Доброе слово человеку, …(что дождь в засуху).
— Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили!
5. Викторина для детей.
— А сейчас я приглашаю вас посоревноваться и посмотреть как вы знаете русский язык. За каждое правильное задание вы получите букву. Если все буквы будут собраны, то мы узнаем слово.
(дети присаживаются на стульчики)
— Первое задание! «Загадки».
На страницах букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(буквы)
Стучат, стучат –
Не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут.
(часы)
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(язык)
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретёт.
(школа)
На столе передо мной
На подставке шар земной.
Все моря и страны
Вы увидите на нём:
Реки, горы, океаны…
Как мы этот шар зовем?
(глобус)
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
(книга)
— Молодцы!
(ведущий дает детям букву)
— Задание второе «Скажи наоборот».
(ведущий называет слова, дети подбирают слова с противоположным значением)
Большой – (маленький)
Широкий –
Горячий –
Длинный –
Высокий –
Громкий –
Далеко –
Злой –
Сильный –
Тяжелый –
День –
Хорошо –
— Молодцы!
— Задание третье «Многозначные слова».
— В русском языке много слов, которые произносятся одинаково, а обозначают разные предметы. Такие слова называются многозначными. Вам нужно будет найти такие слова.
— На ковре разложены картинки. Встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как только музыка закончится – вы берете картинку, находите свою пару и объясняете свой выбор.
Кисть, лук, кран, коса, молния, иголки, ручка.
— Четвертое задание «Грамотеи».
(дети делятся на группы по 4 человека)
— Каждой группе будет предложена карточка с картинками. Вам нужно определить первый звук каждой картинки и отгадать слово.
(каждой группе выдается карточка).
— Пятое задание «Ребус».
— Расшифруйте слова, которые спрятаны в картинках. (слайды)
— Шестое задание «Отгадай фразу».
— Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем ввиду совершенно другое. Такие выражения называются ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Например, что означает, когда мы говорим «прикуси язык»? – (замолчи); «Живут, как кошка с собакой»? – (ссорятся).
— Задание – ответьте, что означают выражения:
«Как кот наплакал» — мало.
«Бежать сломя голову» — очень-очень быстро.
«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого.
«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться.
«Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать и не сделать.
«Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем.
«Все в руках горит» — у человека все получается легко, быстро, без особых усилий.
III. Заключительная часть.
— Молодцы, ребята, вы справились с заданием, а значит, хорошо знаете наш родной русский язык! Из полученных букв составьте слово, которое обозначает место, где вы родились, где вы живете, место, которое вам будет дорого всю вашу жизнь, которое вы будете любить и защищать.
(дети из букв выкладывают слово РОДИНА).
Л: — Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный Международному дню родного языка. Ребята, вы доказали, что любите и знаете свой родной русский язык. Но вам предстоит еще много узнать. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
(детям раздаются грамоты участника викторины «Мой родной русский язык».)
Антипова Ольга Валерьевна
учитель-логопед
г. Лукоянов