Этапы усвоения трудных звуков детьми — консультация для родителей

Ребёнок не сразу овладевает нормативным произношением, даже при нормальном речевом развитии. Использование нового звука в речи — задача не простая. Некоторые звуки, такие как М, Н, Т, П и гласные, произносятся детьми легко, хотя могут встречаться искажения: носовой оттенок или длительное произнесение гласных. Сложнее даются шипящие, свистящие, а также звуки Р и Л.

До 3-4 лет неточное произношение естественно и называется возрастным косноязычием. К 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков. Нарушения после этого возраста считаются дефектами, которые сложно исправить. Поэтому важно следить за формированием произношения до 5-6 лет, чтобы предотвратить закрепление косноязычия.

Звук [С]
Появляется в 2-2,5 года, возможно произношение С как Сь или межзубное. К четырем годам большинство детей осваивают твёрдый звук С, а к пяти годам он должен произноситься правильно.

Звук [З]
Появляется в 2 года, часто заменяется мягким вариантом. К концу третьего года многие дети правильно произносят этот звук.

Звук [Ц]
Усваивается с промежуточными заменами (ть-сь-с-тс). К концу четвертого года большинство детей правильно произносят звук Ц.

Звук [Ш]
Появляется на третьем году, но может смешиваться со свистящим С. К 5-6 годам произношение становится стабильным.

Звук [Ж]
Появляется в 2 года 3 месяца, чаще заменяется свистящим. К 3-4 годам большинство детей осваивают правильное произношение.

Звук [Ч]
Также появляется в 2 года 3 месяца, иногда заменяется твердым свистящим. К 4 годам большинство детей правильно произносят звук Ч.

Звук [Щ]
У некоторых детей проявляется в 2 года 3 месяца, часто заменяется твердым свистящим. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего Щ, но возможно смешение с другими звуками.

Звук [Л]
Мягкий звук Л’ появляется у детей примерно на втором году жизни. К 3 годам они часто заменяют мягким Л’ звуки Л, РЬ, Р. Иногда звук Л может заменяться на Й, например, «бойно» вместо «больно». К четырехлетнему возрасту звук Л становится отчетливым, но иногда дети все еще могут использовать Л’ или искажать звук. В 5-6 лет произношение улучшается, однако возникают трудности в словах, содержащих одновременно звуки Л и Р, как в слове «лаборатория».

Звук [Р]
Твердый звук Р появляется у детей в возрасте 2-2,5 лет. Освоение звука Р происходит через замену, например, й-ль-л-рь-р (рыба — ыба — либа — лыба). Эта система заменителей не является универсальной. У большинства детей к 4 годам наблюдается замена звука Р на Й или ЛЬ. К концу пятого года большинство детей успешно осваивают звук Р и произносят его правильно.

Изучив сроки освоения звуков, вы можете проверить речь своего ребенка. Если у вас есть сомнения, стоит обратиться за консультацией к логопеду.

Матевосян Марина Викторовна
учитель-логопед
Красноярский край, с. Каратузское

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *