Формирование речевых УУД у воспитанников с ОВЗ в процессе взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя
«Школа не должна вносить
резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет
лавиной впечатлений»(В.А.Сухомлинский).
Эти слова В.А.Сухомлинского очень актуальны в настоящее время, так как детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД).
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Если раньше мы признавали знания, умения и навыки (ЗУНы) как основные итоги образования (воспитывали детей «знайками»), то теперь обучение понимается как процесс подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда (т.е. быть «деятелем»).
За этими направлениями выступает школа культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, которую все чаще называют школой культурно-деятельностной психологии. Долгое время идеи этой школы развивались в основном в русле академической науки и имели лишь эпизодическое влияние на сферу образовательной политики.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», то есть способность ребенка к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. На первой ступени предшкольного образования предпочтительно говорить о формировании предпосылок УУД.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию дошкольников (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения).
Регулятивные элементарные действия обеспечивают организацию детьми своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание — способность ребенка поставить цель, принять решение, наметить план действия, реализовать его, проявить определенные усилия в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего действия.
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция – ребенок способен выполнять не то, что ему хочется, но и то, что от него требует взрослый, режим и программа, т.е. способен управлять своим поведением Шестилетний ребенок способен соподчинять мотивы своего поведения, что является предпосылкой к развитию воли.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Универсальные логические действия:
- анализ несложных объектов с целью выделения признаков (по цвету, по форме, величине, по материалу и т .д)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- классификации объектов (по названию, по цвету, по форме, по величине)
- подведение под родовое понятия назови общим словом: (ложка, вилка, тарелка – посуда);
- установление элементарных причинно-следственных связей
- построение простейшей логической цепи рассуждений ( может составить рассказ по картинкам, установить последовательность событий)
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных УУД являются:
- разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умение действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, испытывать чувство товарищества; формирование умения выражать свои мысли полным ответом; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; овладевание монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задача формирования предпосылок УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного базового уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению,
- умение слушать собеседника.
Развитие коммуникативной компетенции – важное звено в социальной адаптации ребенка, а речевые умения – важнейший компонент указанной компетенции. Совершенствуя свои речевые умения, ребенок сможет преодолеть свой страх перед вступлением в контакт с окружающими его людьми, перед публичным выступлением, а в дальнейшем легче пройдет процесс социализации.
Рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования включают:
- использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для формирования произвольности; игра «в школу»;
- доброжелательное и уважительное отношение педагога к ребенку;
- поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный;
- использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим;
- адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
У детей с ОВЗ причиной многих форм интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста является отставание в развитии речи. Именно речь перестраивает все психические процессы ребенка в ходе его индивидуального развития. Она является ведущим средством общения и развития мышления. Дети с речевыми нарушениями составляют особую «группу риска», даже если эти нарушения проявляются не слишком явно. Как показывают исследования, среди детей, поступающих в школу, около 60% имеют те или иные нарушения речевого развития.
Педагоги сталкиваются с диагнозом «минимальные мозговые дисфункции» (ММД). Под этим диагнозом понимаются самые разные проявления особенностей или дефицитов в развитии ребенка это: расстройства развития речи, расстройства развития двигательных функций, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, трудности формирования школьных навыков, и другое.
Известно, что в последнее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с пограничными вариантами психического развития (ЗПР).
Практика показывает, что формирование предпосылок УУД у данной категории детей требует особого подхода через психолого-педагогическое сопровождение. Для этих детей характерны следующие особенности: у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением.
Для них характерна низкая познавательная активность, что влечет за собой слабое формирование представлений об окружающем мире.
Эти психофизические особенности и своеобразие познавательной деятельности обуславливают недостаточную готовность к обучению в школе. У детей наблюдаются нарушения сложных форм поведения, неустойчивость внимания, неспособность выполнять задания по инструкции, планировать свою деятельность.
Все выше перечисленные факторы говорят о том, что большое количество детей не имеют необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе и нуждаются в коррекционно – развивающей работе.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели, и как разграничены функции логопеда и воспитателя.
Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом:
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Работа по коррекции звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Работа по коррекции слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Не секрет, что в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя:
- совмещение программы “ Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
- отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
- сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа (из-за организации НОД в вечернее время практически страдает индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда, которая является необходимым условием коррекционной работы);
- невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в старших группах;
- несоблюдение «чистоты» набора детей в логопедические группы (как по диагнозам, так и по возрасту, и по количеству воспитанников);
- вынужденное сокращение вечернего времени работы воспитателя.
Мы считаем, что совместная деятельность логопеда и воспитателя должна быть организована в соответствии со следующими целями:
- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
- исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
- оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
Исходя из этого, функции логопеда и воспитателя разделяются следующим образом:
- в совместной работе по формированию лексико-грамматических средств речи
- воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.
- логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении;
- в совместной коррекционной работе по формированию правильного произношения
- логопед формирует первичные речевые навыки у воспитанников,
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя:
- Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. В старших группах ДОУ ведется понедельное планирование по лексико-тематическому принципу с алгоритмом изучения материала с воспитателем и логопедом через неделю.
- Взаимодействие через тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением, а также наличие тетрадей взаимодействия Гомзяк О.С. – это минимизирует временные затраты на заполнение.
- Создание картотек по лексико-грамматическим циклам; мы сочли целесообразным иметь в наличии их и как методическое обеспечение, так и вариативные дидактические пособия в речевом уголке, а затем в дополнение к домашним рекомендациям для совместного закрепления изученного материала родителями с детьми.
- Обсуждение первичных и промежуточных результатов обследования в форме «круглых столов»; по их итогам логопед дает рекомендации воспитателям по планированию и проведению индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по структуре индивидуального дефекта.
- Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое ведется на занятиях и в повседневной жизни (проводится в форме «мини-педсоветов», групповых «консилиумов» по текущим моментам).
- Проведение «логопедических пятиминуток» (учитывая указанные ранее проблемы с «дефицитом» вечернего времени), которые проводятся в форме артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений, пальчиковых игр, специальных дидактические и развивающих игр; занимательных упражнений; бесед; совместных практических действий, наблюдений; методически продуманных поручений и трудовых заданий как в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий; так и в совместной деятельности взрослого с детьми; в свободной самостоятельной деятельности детей.
- Использование маленьких «концертиков» детей для взрослых группы с использованием чистоговорок, загадок, стишков… с целью практической организации в дальнейшем воспитателем индивидуальной работы с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты; автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений); контроля за произношением детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов.
- Применение системы поощрений (у воспитателей это — фишки «Знайки», «Умейки» за хорошо выполненную работу), у логопеда – наклейки, ранее использовались бейджики «Звукарик», «Звуковичок», теперь появилась возможность использовать логопедические медальки «Я дружу со звуком…». Это стимулирует детей контролировать свою речь, мотивирует к дальнейшим успехам, позволяет воспитателю, помощнику воспитателя, другим специалистам акцентировать внимание на автоматизации поставленных звуков в свободной речи детей.
- Совместная подготовка и проведение досугов, развлекательно-игровых, спортивно-игровых, музыкальных и театрализованных мероприятий и детских праздников (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его). В нашем случае оправдывает себя практика, когда логопед практически полностью отрабатывает речевой материал, чтобы соблюсти принцип: на празднике должна звучать максимально чистая речь детей (по возможности), так как правильное произношение на речевом материале является «зоной ближайшего развития» ребенка в речевом плане.
- Совместные мероприятия и консультативно — информационная работа с родителями: родительские собрания и консультации, досуги, тематические праздники, участие в конкурсах, ведение информационных стендов (наша гордость – эффективно работающий магнитный стенд); участие в создании сайта ДОУ (необходимо так же поддерживать и его ведение!).
- Личное участие воспитателей в обеспечении преемственности в работе логопеда и родителей (приглашение на консультации, напоминания, пояснения к рекомендациям в коррекционных тетрадях).
- Совместная подготовка к ПМПК, консилиумам с привлечением ЦД и К (обсуждение и составление педагогических представлений на детей, разработка индивидуальных программ).
- Совместное оснащение и контроль за содержанием коррекционного уголка в группе:
- Сменный иллюстративный материал и пособия в соответствии с лексической темой
- Дидактические игры по лексической теме
- Иллюстративный материал для закрепления по предыдущей лексической теме
- Пособия для дыхательных упражнений
- Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса
- Настольные игры и иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков
- Схемы, модели и алгоритмы для заучивания стихов и составления пересказов и рассказов
- Игры для звукового и слогового анализа слов и предложений
- Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
- Совместная работа по оснащению как коррекционно – образовательного процесса (УМК, средства ИКТ, песочная терапия…), так и оснащение предметно – развивающей среды (приобретение мультимедийного оборудования, подиума – «трансформера», стационарной стойки для театрализованной деятельности…)
- В планах на перспективу мы предусматриваем обновление картотеки по звукопроизношению, включающей картинный и речевой материал.
Тесная взаимосвязь учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов позволяет добиваться положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, так как сформированность предпосылок УУД выступает необходимым условием успешного обучения ребенка в начальной школе.
В заключение хочется выразить, надеемся, общее мнение: необходимо вернуться к практике комплектования логопедических групп с учетом требований СаНПиНа, так как пресловутое «подушевое финансирование» несет больше ущерба и убытков, чем прибыли и выгоды.
Литература:
- Бачина О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.- М.: Сфера, 2009.-64 с.
- Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. Под ред. О. А. Денисовой. — М.: Сфера, 2012.-64 с.
- Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи. Изд: Каро, 2009.- 256 с.
Кадетова Ольга Ивановна
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №3» компенсирующего вида
город Дзержинск, Нижегородская область