Формирование речевых УУД у воспитанников с ОВЗ в процессе взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя

 «Школа не должна вносить
резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет
лавиной впечатлений»

(В.А.Сухомлинский).

Эти слова В.А.Сухомлинского очень актуальны  в настоящее время, так как детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные  образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД).

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Если раньше мы признавали  знания, умения и навыки (ЗУНы) как основные итоги образования (воспитывали детей «знайками»), то теперь обучение понимается как процесс подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда (т.е. быть «деятелем»).

За этими направлениями выступает школа культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, которую все чаще называют школой  культурно-деятельностной психологии.  Долгое время идеи этой школы развивались в основном в русле академической науки и имели лишь эпизодическое влияние на сферу образовательной политики.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», то есть способность ребенка к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. На первой ступени предшкольного образования предпочтительно говорить о формировании предпосылок УУД.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный  (включающий также действия саморегуляции);
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию дошкольников (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения).

Регулятивные элементарные действия обеспечивают организацию детьми своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание — способность ребенка поставить цель, принять решение, наметить план действия,  реализовать его, проявить определенные усилия в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего действия.
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • волевая  саморегуляция – ребенок способен выполнять не то, что ему хочется, но и то, что от него требует взрослый, режим и программа, т.е. способен управлять своим поведением Шестилетний ребенок способен соподчинять мотивы своего поведения, что является предпосылкой к развитию воли.

Познавательные универсальные  действия включают: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Универсальные логические действия:

  • анализ несложных объектов  с целью выделения признаков (по цвету, по форме, величине, по материалу и т .д)
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • классификации объектов (по названию, по цвету, по форме, по величине)
  • подведение под родовое понятия назови общим словом: (ложка, вилка, тарелка – посуда);
  • установление элементарных  причинно-следственных связей
  • построение простейшей логической цепи рассуждений ( может составить рассказ по картинкам, установить последовательность событий)

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами  коммуникативных УУД являются:

  • разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • умение действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, испытывать чувство товарищества; формирование умения выражать свои мысли полным ответом; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; овладевание монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задача формирования предпосылок УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного базового уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Развитие коммуникативной компетенции – важное звено в социальной адаптации ребенка, а речевые умения – важнейший компонент указанной компетенции. Совершенствуя свои речевые умения, ребенок сможет преодолеть свой страх перед вступлением в контакт с окружающими его людьми, перед публичным выступлением, а в дальнейшем легче пройдет процесс социализации.

Рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования  включают:

  • использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для формирования произвольности; игра «в школу»;
  • доброжелательное и уважительное отношение педагога к ребенку;
  • поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный;
  • использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим;
  • адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

У детей с ОВЗ причиной многих форм интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста  является отставание в развитии речи.   Именно речь перестраивает все психические процессы ребенка в ходе его индивидуального развития.   Она является ведущим средством общения и развития мышления.   Дети с речевыми нарушениями  составляют особую «группу риска»,  даже если эти  нарушения проявляются  не слишком явно.  Как показывают исследования, среди детей, поступающих в школу, около 60%      имеют те или иные нарушения   речевого развития.

Педагоги сталкиваются с диагнозом  «минимальные мозговые дисфункции» (ММД).  Под этим диагнозом  понимаются самые  разные проявления особенностей или дефицитов в развитии  ребенка это:   расстройства развития речи, расстройства развития двигательных функций, синдром дефицита  внимания  с гиперактивностью, трудности формирования школьных навыков,  и  другое.

Известно, что в  последнее время отмечается тен­денция к увеличению числа детей с пограничными вариантами психического развития (ЗПР).

Практика показывает, что формирование предпосылок УУД у данной категории детей  требует особого подхода через психолого-педагогическое сопровождение. Для этих детей характерны следующие особенности: у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением.

Для них  характер­на  низкая познавательная  активность,  что влечет за собой слабое формирование представлений об окружающем мире.

Эти  психофизические особенности и своеобразие познавательной деятельности обуславливают недостаточную готовность к обучению в школе. У  детей наблюдаются  нарушения сложных форм поведения, неустойчивость внимания, неспособность выполнять задания по инструкции, планировать  свою деятельность.

Все выше перечисленные факторы говорят о том, что большое количество детей   не имеют необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе и нуждаются в коррекционно – развивающей работе.

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели, и как разграничены функции логопеда и воспитателя.

Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом:

Функции  логопеда:
•    Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
•    Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
•    Работа по коррекции звукопроизношения.
•    Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
•    Работа по коррекции слоговой структуры слова.
•    Формирование послогового чтения.
•    Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
•    Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
•    Предупреждение нарушений письма и чтения.
•    Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функции воспитателя:
•    Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
•    Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
•    Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
•    Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
•    Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
•    Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
•    Закрепление навыков чтения и письма.
•    Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
•    Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Не секрет, что в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя:

  • совмещение программы “ Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
  • отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
  • сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа (из-за организации НОД в вечернее время практически страдает индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда, которая является необходимым условием коррекционной работы);
  • невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в старших группах;
  • несоблюдение «чистоты» набора детей в логопедические группы (как по диагнозам, так и по возрасту, и по количеству воспитанников);
  • вынужденное сокращение вечернего времени работы воспитателя.

Мы считаем, что совместная деятельность логопеда и воспитателя должна быть организована в соответствии со следующими целями:

  • повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
  • исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
  • оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Исходя из этого, функции логопеда и воспитателя  разделяются следующим образом:

  • в совместной работе по формированию лексико-грамматических средств речи
    • воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.
    • логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а  в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении;
  • в совместной коррекционной работе по формированию правильного произношения
    • логопед формирует первичные речевые навыки у воспитанников,
    • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя:

  • Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. В старших группах ДОУ ведется понедельное планирование по лексико-тематическому принципу с алгоритмом изучения материала с воспитателем и логопедом через неделю.
  • Взаимодействие через тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением, а также наличие тетрадей взаимодействия Гомзяк О.С. – это минимизирует временные затраты на заполнение.
  • Создание картотек по лексико-грамматическим циклам; мы сочли целесообразным иметь в наличии их и как методическое обеспечение, так и вариативные дидактические пособия в речевом уголке, а затем в дополнение к домашним рекомендациям для совместного закрепления изученного материала родителями с детьми.
  • Обсуждение первичных и промежуточных результатов обследования в форме «круглых столов»; по их итогам логопед дает рекомендации воспитателям по планированию и проведению индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по структуре индивидуального дефекта.
  • Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое ведется на занятиях и в повседневной жизни (проводится в форме «мини-педсоветов», групповых «консилиумов» по текущим моментам).
  • Проведение «логопедических пятиминуток» (учитывая указанные ранее проблемы с «дефицитом» вечернего времени), которые проводятся в форме артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений, пальчиковых игр, специальных дидактические и развивающих игр; занимательных упражнений; бесед; совместных практических действий, наблюдений; методически продуманных поручений и трудовых заданий как в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий; так и в совместной деятельности взрослого с детьми; в свободной самостоятельной деятельности детей.
  • Использование маленьких «концертиков» детей для взрослых группы с использованием чистоговорок, загадок, стишков… с целью практической организации в дальнейшем воспитателем индивидуальной работы с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты;   автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений); контроля за произношением детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов.
  • Применение системы поощрений (у воспитателей это — фишки «Знайки», «Умейки» за хорошо выполненную работу), у логопеда – наклейки, ранее использовались бейджики «Звукарик», «Звуковичок», теперь появилась возможность использовать логопедические медальки «Я дружу со звуком…». Это стимулирует детей контролировать свою речь, мотивирует к дальнейшим успехам, позволяет воспитателю, помощнику воспитателя, другим специалистам акцентировать внимание на автоматизации поставленных звуков в свободной речи детей.
  • Совместная подготовка и проведение досугов, развлекательно-игровых, спортивно-игровых, музыкальных и театрализованных мероприятий и детских праздников (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его). В нашем случае оправдывает себя практика, когда логопед практически полностью отрабатывает речевой материал, чтобы соблюсти принцип: на празднике должна звучать максимально чистая речь детей (по возможности), так как правильное произношение на речевом материале  является «зоной ближайшего развития» ребенка в речевом плане.
  • Совместные мероприятия и консультативно — информационная работа с родителями: родительские собрания и консультации, досуги, тематические праздники, участие в конкурсах, ведение информационных стендов (наша гордость – эффективно работающий магнитный стенд); участие в создании сайта ДОУ (необходимо так же поддерживать и его ведение!).
  • Личное участие воспитателей в обеспечении преемственности в работе логопеда и родителей (приглашение на консультации, напоминания, пояснения к рекомендациям в коррекционных тетрадях).
  • Совместная подготовка к ПМПК, консилиумам с привлечением ЦД и К (обсуждение и составление педагогических представлений на детей, разработка индивидуальных программ).
  • Совместное оснащение и  контроль за содержанием коррекционного уголка в группе:
    • Сменный иллюстративный материал и пособия в соответствии с лексической темой
    • Дидактические игры по лексической теме
    • Иллюстративный материал для закрепления по предыдущей лексической теме
    • Пособия для дыхательных упражнений
    • Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса
    • Настольные игры и иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков
    • Схемы, модели и алгоритмы для заучивания стихов и составления пересказов и рассказов
    • Игры для звукового и слогового анализа слов и предложений
    • Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
  • Совместная работа по оснащению как коррекционно – образовательного процесса (УМК, средства ИКТ, песочная терапия…), так и оснащение предметно – развивающей среды (приобретение мультимедийного оборудования, подиума – «трансформера», стационарной стойки для театрализованной деятельности…)
  • В планах на перспективу мы предусматриваем обновление картотеки по звукопроизношению, включающей картинный и речевой материал.

Тесная взаимосвязь учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов позволяет добиваться положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, так как сформированность предпосылок УУД выступает необходимым условием успешного обучения ребенка в начальной школе.

В заключение хочется выразить, надеемся, общее мнение: необходимо вернуться к практике комплектования логопедических групп с учетом требований СаНПиНа, так как пресловутое «подушевое финансирование» несет больше ущерба и убытков, чем прибыли и выгоды.

Литература:

  1. Бачина О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.- М.: Сфера, 2009.-64 с.
  2. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. Под ред. О. А. Денисовой. — М.: Сфера, 2012.-64 с.
  3. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи. Изд: Каро, 2009.- 256 с.

Кадетова Ольга Ивановна
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №3» компенсирующего вида
город Дзержинск, Нижегородская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *