Использование логоритмики в коррекции речевого дыхания и голоса у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Одним из важных вопросов в изучении дошкольной педагогике является проблема многообразия речевых нарушений в данной возрастной категории. Согласно данным, полученным в ходе практических исследований детей в массовых садах, в старших и подготовительных к школе группах детского сада от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений речи — стертая дизартрия. В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей дошкольного возраста имеют заключение стертая дизартрия, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – до 35% детей имеют данный логопедический диагноз.

Высокий статистический процентный показатель детей со стертой дизартрией позволяет на сегодняшний день говорить о значимости изучения данного речевого дефекта, а также о необходимости проведения экспериментальных исследований в данной области с целью выявления новых, эффективных способов коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

В речевой симптоматике стертой дизартрии в сочетании с основными фонетическими проявлениями особое место отводится нарушению процесса дыхания и голоса. Особенностями их проявлений являются учащение дыхания в момент речи, укороченный речевой выдох, поверхностные судорожные вдохи, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, а так же нарушения силы и модуляции голоса.

В связи с этим особым разделом коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию, является коррекция речевого дыхания и голоса.

Учитывая, что стертая дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений в логопедической практике, имеющее в своей симптоматике у большинства детей нарушения всех компонентов речевой системы, структурных просодических характеристик, а также ряда неречевых психических функций, процесс коррекции данного нарушения требует от специалистов комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.

Традиционные методики, используемые специалистами при коррекции речевого дыхания и голоса, в большинстве случаев, имеют узкую направленность, осуществляя целенаправленно коррекцию дыхательной и голосовой функции. При стертой дизартрии, учитывая сложность структуры данного дефекта, особо важно использование таких методов, направленность которых охватывало бы всестороннее развитие ребенка, сочетая в себе коррекцию как речевых, так и неречевых симптомов данного дефекта.

Эффективным способом коррекции речевого дыхания и голоса, а так же основным средством, отвечающим потребностям специалистов осуществлять одновременно всестороннее развитие, у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией является логоритмика.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития (в том числе и с речевой) средствами движения, музыки и речи.

Общая цель логопедической ритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются общие, подходящие к любому речевому дефекту коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.
К коррекционным задачам относят: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания (физиологического и речевого), голоса (сила, высота, тембр), артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями (музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

Таким образом, логоритмика позволяет решать любые поставленные перед ребенком задачи при любом речевом дефекте, в том числе и при стертой дизартрии. Объяснением этому является тесная связь между движением и речью, влияние нарушений моторной деятельности (что особенно свойственно при дизартрии) на речевую сторону. Чем лучше у ребенка развиты моторные функции, тем быстрее и качественнее происходит формирование его речевой деятельности (в частности дыхательной и голосовой функции), а так же быстрее он овладевает речью.

Использование логоритмики осуществляется в двух направлениях. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы — развитие речи детей -логопатов и коррекция их речевых нарушений. Работа в данном направлении включает в себя развитие артикуляционной и мимической моторики, координацию речи с движением, воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха, а так же развитие и коррекцию дыхания (физиологического и речевого) и голоса.

Благодаря использованию логоритмики у детей дошкольного возраста со стертой дизартией происходят значимые изменения не только в дыхательной и голосовой функциях, но так же и в состоянии слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, под влиянием которой происходят значимые изменения не только в дыхательной и голосовой функциях, но и в звукопроизношении, моторной сфере, психических процессах, познавательной деятельности, состоянии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Драгерук Евгения Александровна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *