Конспект НОД «Родной язык люби и знай!»
Цель:
- формирование и использование знаний народного фольклора в речи детей.
Задачи:
- дать понятие, что такое родной язык;
- развивать у детей любознательность и интерес к языкам;
- воспитывать любовь к родному языку, к своей стране.
Оборудование: два сундучка, конверты с буквами, презентация, значки.
Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Сегодня особенный праздник: Международный день родного языка.
2 слайд
Международный день родного языка БЫЛ УЧРЕЖДЕН 21 ФЕВРАЛЯ В 1999 ГОДУ РЕШЕНИЕМ 30-Й СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЮНЕСКО. ЕЖЕГОДНО ПРАЗДНУЕТСЯ С 2000 ГОДА. Отмечают его не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии. Всем народам мира он очень дорог. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека — тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова.
3 слайд
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. В России государственным является один язык – русский.
Основой любого языка являются буквы , которые складываются в алфавит.А что такое алфавит расскажет нам ученый кот.
4 слайд
(прочитать слова ученого кота и спросить, какие ребята знают буквы)
Ребята, алфавит ещё называют азбукой. Основоположниками русской азбуки являются Кирилл и Мефодий.
5 слайд ( прочитать слайд)
Вот посмотрите какие были раньше буквы.
6 слайд
А сейчас, ребята, мы узнаем насколько хорошо вы знаете свой родной язык. В этом нам поможет викторина « Родной язык люби и знай!». Разделимся на две команды «Знайки» и «Умники».
7 слайд
1 конкурс (Игра «ОН – ОНА»)
Русский язык – наш родной язык. Язык строгих правил. Правила требуют правильно произносить и грамотно писать слова. Но некоторые слова любят пошутить и поиграть. Сегодня мы поучаствуем в этих забавах.
У меня для вас игра под названием «ОН – ОНА».
Попрошу вас, не зевайте,
Слово в стих мой добавляйте.
Он слон – она …. (слониха),
Он лось – она …. (лосиха),
Он кот – она …. (кошка),
Он заяц – она …. (зайчиха),
Он еж – она …. (ежиха),
Он морж – она …. (моржиха),
Он уж – она …. (ужиха),
Он бык – она … (корова).
Всем знакомо это слово.
2 конкурс («Узнай сказку»)
Для нас с вами родной язык – русский, это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Наша речь русская, богата не только словами, из простых слов русские люди слагали пестушки да потешки, колыбельные да сказки. Вот сейчас у нас следующий конкурс «Узнай сказку»
8 слайд
Физкультминутка (12 слайд)
3 конкурс («Получи загадку, дай скорей отгадку»)
Русский народ не только слагал сказки для детей. А уж как загадки любил загадывать. И я не просто к вам пришла, волшебный сундучок загадок и отгадок принесла. Отгадайте, о чем идет речь.
Разместились, словно птички,
Друг за другом на страничке.
Чтоб из них собрать слова,
Нужно выучить сперва.
(Буквы)
Отгадайте, что за диво:
Хоть она и молчалива,
Может много рассказать,
Разных знаний передать.
(Книга)
Будет линия прямая,
Ведь она мне помогает,
С ней всё ровно расчерчу
И измерю, что хочу.
(Линейка)
Чтоб рисунок получить,
Нос мой нужно заточить.
Чёрный, красный, голубой,
Выбирай потом любой!
(Карандаш)
4 конкурс («Собери слово»)
Ребята, у меня в коробе не только загадки, но и еще 2 конверта. А в конвертах буквы. Давайте попробуем сложить из этих букв слова. Какие получились слова: МАМА , ПАПА. Ребята, это главные слова в жизни каждого человека. Это самые первые слова, которые произносит человек в своей жизни.
В международный день родного языка все языки признаются равными. Правильно, выразительно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой родной язык. Чтобы никогда не случилось так, как в стихотворении «Неграмотный пират» Алексея Ерошина:
Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.
Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.
Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.
Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
ПоложИть или поклАсть?
«Вдруг»,- он мыслит, — «На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Вовсе по миру пойду!»
Грусть-печаль пирата гложет,
Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить —
Как же правильно, скажи?
А не этот ли клад хотел спрятать пират? Хотите узнать, что спрятано внутри?
Вот и подошел к концу наш праздник.Спасибо большое командам и зрителям! (последний слайд)
В международный день родного языка
На языке родном хочу вам пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
Тюрина Светлана Анатольевна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад «Алёнка»
город Кирсанов, Тамбовская обл.