Логопедическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР III уровня

Аннотация. В статье раскрывается важнейшая и до сих пор очень мало изученная проблема логопедии – формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с речевой патологией

Особую группу среди детей, которым нужна логопедическая помощь, составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР), то есть имеющие нарушения всех компонентов языковой системы. Мало опубликовано данных специальных исследований по всестороннему изучению процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР, на выявление специфических трудностей в протекании этих процессов. Что касается проблемы словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи, то эта проблема практически совсем не изучена. Тем не менее, практически все исследователи, изучавшие проблему ОНР, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых слов (Р.И. Лалаева [2], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [6] и другие) .

Ключевые слова: словообразование, словотворчество, прилагательные, ОНР III уровня, речевые нарушения, онтогенез.

В работе изучены особенности формирования навыка словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Были определены общие направления и отдельные приемы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [3], Л.Р. Лизунова [4], Г.В. Чиркина [6] и др.). Словообразование прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является зависимой величиной, на которую оказывают влияние коммуникативная функция речи и состояние произносительной стороны речи ребенка. Успешное формирование навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР III уровня возможно только при использовании комплексного подхода к диагностике и коррекции и согласованной работы логопеда, педагогов детского дошкольного учреждения и родителей ребенка.

ОНР у детей – это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. У детей с ОНР III уровня при сохранности сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У них снижена сохранная смысловая, вербальная и логическая память. Наряду с общей соматической ослабленностью, дети с ОНР III уровня отстают  в развитии двигательной сферы и  мышления.

Цель работы – изучение особенностей формирования навыка словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  • охарактеризовать развитие грамматического строя речи в онтогенезе;
  • привести психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи III уровня;
  • проанализировать нарушения формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;
  • выявить особенности словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня;
  • провести констатирующий эксперимент по изучению особенностей формирования словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня;
  • разработать и проверить на практике логопедическую программу формирования навыка словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Исследованы закономерности развития грамматического строя речи в онтогенезе. Выявлено, что формирование грамматического строя речи в общем и освоение навыков словообразования в частности в онтогенезе имеет деятельностную основу. Оно осуществляется в условиях предметной деятельности и общения ребенка со взрослыми. Предметная деятельность, подвигающая ребенка к словопроизводству, разворачивается в той или иной ситуации. Первые производные слова в речи ребенка всегда связаны с обозначением конкретной ситуации или ее части. Каждый ребенок проходит период словотворчества, которое активизирует овладение словообразованием и языком в целом. Чем богаче опыт речевой деятельности ребенка, тем больше совпадающих с языковой нормой слов в его речевой продукции и проще определяется значение слова с опорой на его морфемный состав. Р.И. Лалаева [2;3] и отмечают, что при ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

В активном словаре у детей с ОНР III уровня преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Наблюдается большое количество ошибок в использовании простых предлогов, почти не используются сложные предлоги.

Наречия используются редко.

В речи употребляются местоимения различных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений – в, на, к, под). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже.

Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, через,  между, сквозь).

Предлоги в активном словаре у детей с ОНР III уровня могут опускаться, заменяться. Причем, один и тот же предлог при выражении различных отношений может заменяться или опускаться. Это указывает на неполную сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов.

Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов. Слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (вязать – плести, кресло – диван) или близкими по звуковому составу (зола – смола). Иногда для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям.

Словарный запас у детей с общим недоразвитием речи ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи, так как редко употребляются, поэтому дети при построении предложений стараются их обойти (например, памятник – героям ставят). Некоторые достаточно хорошо знакомые глаголы дети с ОНР часто недостаточно дифференцируют по значению (поить – кормить)

Таким образом, при ОНР III уровня формирование навыка словообразования происходит с большими трудностями. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Количество суффиксов, используемых при словообразовании, невелико. У детей с ОНР часто наблюдается образование неологизмов. Дети заимствуют из речи окружающих производные слова в целом и не создают их по правилам словообразования, а воспроизводят на основе звукового образа, часто искаженно, что связано с недостаточностью фонематического восприятия.

Исследования специалистов показывают, что дети с ОНР III уровня объективно имеют значительно более низкий уровень навыков словообразования прилагательных по сравнению с детьми без речевых нарушений. Есть необходимость проведения целенаправленной логопедической работы с такими детьми по формированию навыков словообразования прилагательных различных типов, мотивированных разными частями речи.

По Т.Б. Филичевой [6], часто дети с ОНР III уровня ошибаются при употреблении:

1)      прилагательных, образованных от существительных со значениями соотнесенности (сосновый – сосный, пуховый – пухной);

2)      прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоциональное и физическое состояние (хвастливый – хвастовый, улыбчивый – улыбкиный);

5)      притяжательных прилагательных (лисий – лисовый, волчий – волкин).

Проводилось экспериментальное изучение особенностей словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня. В констатирующем эксперименте приняла участие  группа дошкольников в возрасте 5-6 лет. В группу детей с ОНР вошли воспитанники старшей  группы детского сада. Это 10 воспитанников 6-7 года жизни – 5 мальчиков и 5 девочек.

Дети получили заключение медико-психолого-педагогической комиссии об ОНР в 2015 году. По клинико-педагогическим  диагнозам состав был следующим: ОНР III уровня – 10 человек. По заключению окулиста и отоларинголога, все дети были с сохранным зрением и слухом. Все дошкольники, отобранные для эксперимента, были квалифицированы психоневрологом как дети с нормальным интеллектуальным развитием.

Для решения задач исследования в методике констатирующего эксперимента выделены следующие направления (по методике Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко[5]).

Блок 1: словообразование прилагательных, мотивированных существительными.

Блок 2: словообразование прилагательных, мотивированных глаголами.

Блок 3: словообразование прилагательных, мотивированных прилагательными.

Блок 4: словообразование сложных прилагательных, мотивированных прилагательными.

По каждому блоку разработано диагностическое задание. Дополнительно добавлено задание № 1 дети познакомились в игровой занимательной форме с основными частями речи русского языка – существительными, глаголами, прилагательными, научились их различать на слух на ознакомление детей с тремя основными частями речи русского языка и определение общего уровня развития языкового восприятия у детей (по методике Ф.Г. Даскаловой [1]). Основное требование к лексическому материалу для исследования – чтобы значения слов, предлагаемых ребенку, были для него понятны.

Целенаправленные занятия с дошкольниками по словообразованию прилагательных проводились 2 раза в неделю в первой половине дня. Форма занятий – фронтальная или в группах. Первоначально работу была организована в малых группах, число детей в которых постепенно увеличивалось. Кроме целенаправленных занятий по усвоению словообразования прилагательных в форме дидактических игр, периодически (1-2 раза в месяц) дети экспериментальной группы вместе с родителями и логопедом осуществляли выезды на досуговые мероприятия. Во время этих выездов за город на природу решались вопросы коммуникативного развития детей, расширения их активного словаря прилагательных, проводились практические консультации для родителей по проведению занятий с детьми в домашних условиях.

По результатам констатирующего эксперимента.

  1. Дети с ОНР объективно имеют значительно более низкий уровень усвоения словообразовательных моделей прилагательных по сравнению с детьми без речевых нарушений. Достоверных различий в результатах девочек и мальчиков в констатирующем эксперименте не выявлено.
  2. Наиболее сложно дается детям словообразование сложных прилагательных, мотивированных прилагательными. Задания в основном выполнялись правильно, но с консультативной помощью логопеда.
  3. Много ошибок допускают дети с ОНР при образовании различных форм прилагательных, мотивированных существительными. В этой части эксперимента задание было самым объемным в связи с многочисленностью форм прилагательных, образованных от существительных. В заданиях этого блока у детей зафиксировано наибольшее количество ошибок. Основные ошибки – образование неологизмов, неправильное употребление суффиксов, ограниченные возможности применения приставок, замены в словах.
  4. Уровень усвоения детьми с ОНР словообразовательных моделей простых прилагательных, мотивированных прилагательными, также оценен как недостаточный. Необходимо проведение коррекционных мероприятий по повышению этого уровня.
  5. Лучше всего дошкольники с ОНР, входящие в экспериментальную группу, справились с заданием по усвоению словообразовательных моделей прилагательных, мотивированных глаголами, но их уровень в этой части эксперимента также ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
  6. Есть необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы с детьми экспериментальной группы по улучшению усвоения ими словообразовательных моделей прилагательных, мотивированных различными частями речи.

 

Разработана и проверена на практике логопедическая программа формирования навыка словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Методика разрабатывалась на основе дидактических принципов общей и специальной педагогики. Это принципы индивидуального и дифференцированного подхода; единства диагностики и коррекции; учета ведущего вида деятельности; наглядности и доступности обучения; системности, последовательности и непрерывности коррекционного воздействия; поэтапного повышения требований; участия родителей в реализации коррекционных мероприятий.

Наиболее эффективным для достижения цели является логопедическое воздействие в форме дидактических игр. Работа должна проводиться дифференцированно в отношении каждого ребенка с ОНР в зависимости от особенностей имеющегося произносительного расстройства, состояния фонематических процессов и уровня развития коммуникативной функции речи. Длительность индивидуальных занятий и уровень нагрузки при их проведении необходимо регулировать по ходу работы в зависимости от физического состояния ребенка в момент проведения занятий и степени его утомляемости.

Упражнения, речевой материал, игровые задания необходимо разрабатывать или подбирать из литературных источников для оптимальной организации индивидуальной работы с каждым ребенком в зависимости от степени выраженности имеющихся у него нарушений речи и уровня усвоения словообразования прилагательных. Методики разработаны на основе данных работы Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)». При разработке методик использовались приемы и методы, представленные в работах Ф.Г. Даскаловой, Е.Д Дмитровой, Р.И. Лалаевой, Л.Р. Лизуновой и А.Б., Левенчук, И.С. Лопухиной, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой.

Эксперимент показал, что системная логопедическая работа и согласованность деятельности логопеда и родителей позволила получить у детей положительную динамику, ликвидировать или уменьшить  степень тяжести нарушений, повысить у детей с ОНР III уровня возможности словообразования различных прилагательных. Кроме того,  у детей экспериментальной группы произошло заметное повышение общего уровня развития коммуникативной функции речи, уровня личностного общения со взрослыми, познавательного общения со взрослыми и со сверстниками.

В связи с недостаточной продолжительностью эксперимента полного исправления выявленных у детей недостатков не произошло. Дальнейшая задача логопедов центра, на базе которого проходил эксперимент, а также родителей – продолжить начатую работу по совершенствованию у детей с ОНР III уровня навыков словообразования прилагательных и расширению за счет этого их активного словаря.

Перед началом работы была выдвинута гипотеза исследования, что словообразование прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является зависимой величиной, на которую оказывают влияние коммуникативная функция речи и состояние произносительной стороны речи ребенка. А успешное формирование навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР III уровня возможно только при использовании комплексного подхода к диагностике и коррекции и согласованной работы логопеда, педагогов детского дошкольного учреждения и родителей ребенка.

Таким образом, в результате выполнения исследования получены новые данные об особенностях формирования навыка словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и логопедических возможностях ослабления или устранения недостатков. На основе выявленных особенностей словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обоснованы и проверены на практике логопедические приемы коррекции выявленных нарушений.

Работа имеет практическую значимость. Разработан и апробирован комплекс логопедических методик для выявления особенностей формирования навыка словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и коррекции выявленных нарушений. Данные, приведенные в работе, могут быть использованы в работе логопедов учреждений образования, а также в преподавании курсов логопедии на факультетах специальной педагогики и специальной психологии педагогических ВУЗов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Даскалова, Ф.Г. Диагностика речевого развития детей школьного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду [Текст] / Ф.Г. Даскалова. – М.: Просвещение, 2009. – 138 с.
  2. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи у детей [Текст]/ Р.И. Лалаева. – М, ТЦ Сфера, 2004. – 72 с.
  3. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 224 с.
  4. Лизунова, Л.Р. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи [Текст] / Л.Р. Лизунова, А.Б., Левенчук//Логопед. – 2013. – №1. – С. 6-16.
  5. Павлова, Н.Н., Руденко, Л.Г., Экспресс-диагностика в детском саду (комплект из брошюры и 42 диагностических карт) [Электронный ресурс]/ Н.Н. Павлова Л.Г. Руденко. – М.: Гном-Пресс, Астрель Харвест АСТ, Генезис, 2008. – Режим доступа: http://www.skyclipartforum.ru/viewtopic.php?f=27&t=261
  6. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 224 с.

Крюкова Татьяна Николаевна
  логопед МАДОУ д/с «Улыбка»
п.Малиновский, Советский район, Тюменская область, ХМАО-Югра

Page with Comments

  1. Статья предназначена для логопедов работающих с детьми ОНР III уровня по развития словообразование прилагательных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *