Логоритмика как вспомогательное средство для эффективной работы логопеда по преодолению речевых нарушений у детей с аутистическими расстройствами
Аутизм нельзя называть ни болезнью, ни даже неполноценностью в обычном смысле этих слов. По мнению профессионалов, аутичные дети очень часто обладают незаурядными талантом и умом. Как сказал один из врачей отчаявшемуся родителю: “Вы должны достучаться до его внутреннего мира, поверьте, он стоит того”. У многих детей с аутизмом отмечаются замечательные творческие способности к музыке, поэзии, живописи, математике и т. д. Многие воспитанники специалистов по аутизму после долгих лет трудной работы как бы «раскрываются”, выносят в мир то, что так долго копили в себе. Некоторые из этих ребят учатся в консерваториях, в элитных вузах, ибо обладают нетривиальной системой мышления. У аутизма есть несколько степеней сложности, но даже самые трудные дети дают надежду на адаптацию в том случае, если при первых признаках неблагополучия оказать профессиональную помощь.
Аутичный ребенок стремиться быть “рядом” с другими, а не «вместе” с другими. Он может подолгу наблюдать за игрой детей, играть рядом с ними, брать у них игрушки, но не вступать в совместную игру и не общаться с ними. Средством, способным помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является логоритмика.
Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
В нашем центре занятия по логоритмике проводятся на протяжении всего реабилитационного курса два раза в неделю, совместно с музыкальным руководителем. Очень важно, чтобы это был союз двух единомышленников, энтузиастов своего дела, поскольку залогом эффективности работы является положительный эмоциональный настрой: умение пронести его на протяжении занятия, способность прийти на помощь каждому ребёнку, а если потребуется, то перестроить занятие согласно желаниям детей.
Занятие по логоритмике, которому отводится вводная часть, интегрируется в музыкальное занятие (независимо от его содержания) и включает ряд постоянных элементов:
- Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики.
- Упражнения на формирование речевого выдоха, дыхательная гимнастика.
- Логопедическая (артикуляторная гимнастика).
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. При работе над дыханием надо обратить особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение.
Артикуляционная гимнастика с детьми включает несложные статистические и динамические упражнения для языка и губ.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- Чистоговорки, фонопедические упражнения
- Игры, танцы
- Упражнения на развитие общей моторики.
- Дыхательные упражнения.
На данный момент каждый ребёнок достаточно успешно работает в паре с собственной мамой или бабушкой. Родители увлечённо исполняют все упражнения в процессе занятия, радуются вместе с детьми, у них появились общие интересы.
Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится мощным средством для речевого развития малышей
Дети с аутистическими расстройствами эмоционально отзывчивы на музыку, поэтому всё эти упражнения проводятся под музыку. Она повышает их эмоциональный тонус, создаёт у них бодрое, радостное настроение.
Как правило, до объединения аутичного ребёнка в группу (это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать со сверстниками), каждый из них проходит этап индивидуальных занятий с музыкальным руководителем (это особенно важно, когда мы встречаемся с ребенком замкнутым, тревожным, избегающим контактов). Следует очень внимательно отнестись именно к первым встречам с ребенком, потому что от них во многом зависит успех дальнейшей работы. Стремясь установить с ребенком контакт, помочь ему изменить свое состояние, настроить на взаимодействие с окружающими, мы не требуем, чтобы ребенок действовал по правилам, не ограничиваем позитивную активность ребенка.
Для некоторых детей на первых порах было необходимо присутствие мамы. В этом случае существенно, чтобы мама также с увлечением выполняла всё, что необходимо по ходу занятия, вместе с ребёнком, и не пыталась как-то воздействовать на него.
Планируя и проводя занятие, необходимо предусмотреть такой объём содержания и уровень сложности, который позволил бы избежать переутомления детей. Поэтому нужно рационально чередовать активные действия детей с релаксационными упражнениями. Кроме этого следует избегать таких ситуаций на занятиях, которые снижали бы двигательную активность детей и делали для них занятие непривлекательным (например, длительное объяснение заданий).
Поскольку мы имеем дело с аутичными детьми с речевыми нарушениями различной степени тяжести, большое значение придаётся поискам наглядного материала. Это могут быть картинки, по которым проводится артикуляторная гимнастика, ватный шарик, флакон духов, музыкальные инструменты, мыльные пузыри и т.п.
На занятиях главное поощрить ребёнка за то, что получилось сейчас, ведь для детей, не привыкших к вниманию со стороны окружающих, к самостоятельной работе и успехам в ней — это очень важно.
Повторение — одно из мощнейших средств в развитие ребёнка. Дети с радостью узнают знакомые упражнения и с удовольствием выполняют их. Это качество на логоритмических занятиях я использую максимально. Малейшие изменения и вариации занятия также помогают развитию ребёнка. При повторении у ребёнка появляется интерес и уверенность в себе –наиважнейшие качества для детей с расстройствами аутистического спектра. После успешного повторения знакомого задания ребёнок с удовольствием переходит к новому. При выполнении ребенком упражнений, я хорошо чувствую его возможности и внимательнейшим образом слежу, чтобы данная задача не была для него чрезмерно сложной. И в тоже время я должна прогнозировать его успех.
Я считаю, что логопедическая ритмика полезна детям с речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики у детей с расстройствами аутистического спектра прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!
Куклина Ольга Владимировна
логопед, МКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»
г. Прокопьевск