Понятие и характеристика мотивации речевого общения

По словам Л.С. Выготского, «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли». Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли.

Речевая деятельность как отмечает И. А. Зимняя, представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

В свою очередь речевая деятельность состоит из трех компонентов:

  • Коммуникативный – умение вступать в контакт, поддерживать беседу и др.;
  • Когнитивный – полнота и связность высказываний, правильное построение предложений по смыслу, наличие деталей;
  • Языковой – характер звукопроизношения, правильность грамматического строя и связной речи в целом.

Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, включая в себя учение о потребностно-мотивационной сфере человека, выстраивает триаду «потребность-мотив-деятельность» Деятельность, в том числе и речевая, всегда имеет мотив, который либо наблюдается и осознается индивидом, либо скрыт от самого субъекта и внешнего наблюдателя.

Термины «мотивация» и «потребность» достаточно давно используются учеными для объяснения причин поведения человека. Значение потребностно-мотивационной сферы изучали многие видные ученые, такие как Е.П.Ильин, А. Маслоу, и др..

Анализируя структурные компоненты потребностно-мотивационной сферы, В. Д. Шадриков выделяет мотивы, потребности, уровень притязаний и ценности. Причём, мотивация, по его словам, обусловлена потребностями.

Большинство авторов (Н.Ф. Добрынин, А.Г. Ковалев, А. В. Петровский,  М. Айнсворт), склонны считать, что потребность в общении является самостоятельной человеческой потребностью.

Л. И. Марисова, говорит же о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения.

М. И. Лисина определяет мотивацию речевого общения, как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.).

По мнению Г.А. Ковалевой, Н.В. Бурсановой и А.К.  Марковой, мотивация речевого общения состоит из трех компонентов:

  • Мотив, который обуславливает желание, потребность речевого общения:

— содержательный компонент, который включает в себя

  • умение и желание ребенка вступать в речевое взаимодействие со взрослым и сверстниками;
  • желание поддерживать беседу;
  • желание передать информацию, ответить на заданные вопросы.

— аффективный компонент:

  • уровень комфортности во время общения;
  • наличие эмоциональной реакции во время общения;
  • характер активности по отношению к собеседнику, к объекту беседы.
  • Целенаправленность, а именно цель, которую человек преследует в процессе общения:
  • Отвлекаемость во время речевого общения;
  • Способность довести беседу до конца;
  • Логическое построение беседы.
  • общее отношение к общению – наличие интереса к общению с взрослым и сверстниками:
  • наличие или отсутствие интереса к общению;
  • продолжительность речевого взаимодействия;
  • умение распознать настроение и эмоциональное состояние собеседника.

Таким образом, все компоненты мотивации речевого общения тесно взаимосвязаны между собой.

 

Литература

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 тт. — М., 1982.
  2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб., 2003.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  5. Маслоу А.Г., Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999.
  6. Шадриков В.Д Способности человека. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Левкович Елена Вячеславовна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №14»
г. Курган

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *