Понятие и характеристика мотивации речевого общения
По словам Л.С. Выготского, «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли». Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли.
Речевая деятельность как отмечает И. А. Зимняя, представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
В свою очередь речевая деятельность состоит из трех компонентов:
- Коммуникативный – умение вступать в контакт, поддерживать беседу и др.;
- Когнитивный – полнота и связность высказываний, правильное построение предложений по смыслу, наличие деталей;
- Языковой – характер звукопроизношения, правильность грамматического строя и связной речи в целом.
Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, включая в себя учение о потребностно-мотивационной сфере человека, выстраивает триаду «потребность-мотив-деятельность» Деятельность, в том числе и речевая, всегда имеет мотив, который либо наблюдается и осознается индивидом, либо скрыт от самого субъекта и внешнего наблюдателя.
Термины «мотивация» и «потребность» достаточно давно используются учеными для объяснения причин поведения человека. Значение потребностно-мотивационной сферы изучали многие видные ученые, такие как Е.П.Ильин, А. Маслоу, и др..
Анализируя структурные компоненты потребностно-мотивационной сферы, В. Д. Шадриков выделяет мотивы, потребности, уровень притязаний и ценности. Причём, мотивация, по его словам, обусловлена потребностями.
Большинство авторов (Н.Ф. Добрынин, А.Г. Ковалев, А. В. Петровский, М. Айнсворт), склонны считать, что потребность в общении является самостоятельной человеческой потребностью.
Л. И. Марисова, говорит же о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения.
М. И. Лисина определяет мотивацию речевого общения, как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.).
По мнению Г.А. Ковалевой, Н.В. Бурсановой и А.К. Марковой, мотивация речевого общения состоит из трех компонентов:
- Мотив, который обуславливает желание, потребность речевого общения:
— содержательный компонент, который включает в себя
- умение и желание ребенка вступать в речевое взаимодействие со взрослым и сверстниками;
- желание поддерживать беседу;
- желание передать информацию, ответить на заданные вопросы.
— аффективный компонент:
- уровень комфортности во время общения;
- наличие эмоциональной реакции во время общения;
- характер активности по отношению к собеседнику, к объекту беседы.
- Целенаправленность, а именно цель, которую человек преследует в процессе общения:
- Отвлекаемость во время речевого общения;
- Способность довести беседу до конца;
- Логическое построение беседы.
- общее отношение к общению – наличие интереса к общению с взрослым и сверстниками:
- наличие или отсутствие интереса к общению;
- продолжительность речевого взаимодействия;
- умение распознать настроение и эмоциональное состояние собеседника.
Таким образом, все компоненты мотивации речевого общения тесно взаимосвязаны между собой.
Литература
- Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 тт. — М., 1982.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб., 2003.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
- Маслоу А.Г., Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999.
- Шадриков В.Д Способности человека. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
Левкович Елена Вячеславовна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №14»
г. Курган