Программа кружка «Развивайка»
- Пояснительная записка
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира. Это играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетическое, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Искусство и другие виды детского творчества помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.
Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.
Цель: изучение особенностей и возможностей развития активизация творческих способностей умственно отсталых детей в ходе кружковой работы.
Задачи коррекционной программы:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, даёт ребенку самовыражаться, расширяет общий кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей, развивает их личность. Творческая активность ребенка складывается из его познавательных способностей.
- Характеристика кружковой работы
Детям с умственной отсталостью непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорной сферой ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того, чтобы он мог совершать трудовые операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, ткани, дерева.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через поделку, ребенок моторно закрепляет механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках» учится адекватно выражать свои чувства.
Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.
В ходе кружковой работы дети выполняют поделки из различных материалов. Например, в ходе работы с бумагой дети учатся ее склеивать, сгибать, скручивать.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.
Содержание, методика проведения и организация кружковых занятий должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразными способами выполнения своих работ, позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов. Всё это даёт возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия. Всё это развивает творческие возможности детей.
- Описание места кружковой работы «Развивайка» в учебном плане.
Кружок «Развивайка» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 38 часа в год, 1 занятие в неделю, 38 учебные недели.
- Личностные и предметные результаты освоения кружковой работы
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- сминание материала (салфетки, туалетная бумага, цветная бумага и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами;
- разрывание материала (бумагу, вату, природный материал): двумя руками;
- размазывание материала;
- разминание материала (пластилин) двумя руками;
- рисование разными предметами (кисточки, ватные палочки, диски, поролон);
- пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы): двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.);
- захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.);
- вынимание предметов из емкости;
- складывание предметов в емкость;
- перекладывание предметов из одной емкости в другую;
- слушание сказки;
- выполнение движений в соответствии с текстом;
- выполнение упражнений (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика);
- Содержание кружковой работы
- Действия с материалами: Сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал.
Сминать материал. Методические рекомендации: ребенок учится сминать материал двумя
руками. Первоначально учащемуся предлагают сминать мягкие образцы бумажной продукции (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца). Затем более плотные виды бумаги (газета, цветная, папиросная бумага, калька). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. После этого ребенок
учится сминать бумагу одной рукой, пальцами.
Разрывать материал. Методические рекомендации: учащийся берет в руки материал (бумагу, вату, природный материал) и разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками, зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка возникают трудности при разрывании материала (бумага), то необходимо предварительно сделать надрыв (надрез) этого материал. Затем ребенок учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполнять разнонаправленные движения.
Размазывать материал. Методические рекомендации: учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности. Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях).
Разминать материал. Методические рекомендации: ребенок учится мять большой кусок мягкого пластилина, который лежит на столе. Затем он мнет кусок пластилина, удерживая его двумя руками. Учитель направляет действия ребенка инструкциями
или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.
Пересыпать материал. Методические рекомендации: занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится захватывать сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем его учат использовать для пересыпания материала инструмент, которым он зачерпывает материал
(лопатка, стаканчик и др.). Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал. Учитывая индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять роющие движения в сыпучем материале (крупа, песок) одной
или двумя руками. Ребенок учится откапывать (находить) предмет, затем закапывать (прятать) предмет.
- Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Сжимать предмет (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы.
Захватывать, удерживать, отпускать предмет. Методические рекомендации: ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах.
Сжимать предмет. Методические рекомендации: работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек. Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то рекомендуем использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не требуют усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы: прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным), мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.
Вынимать предметы. Методические рекомендации: ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа и др.). Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например, стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет, другой рукой вынимает из него вставленный предмет.
Складывать предметы. Методические рекомендации: ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик, шкаф и др.). Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Постепенно количество предметов увеличивается.
Перекладывать предметы. Методические рекомендации: ребенок учится перекладывать предметы из одной ёмкости в другую. Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой.
Сказкотерапия. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (дружбу, добро, милосердие). Сказка учит детей слушать и слышать других людей.
Дыхательная гимнастика. Для детей с умственной отсталостью характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользоваться грудным, диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с движениями. Вдох и выдох проводят через нос, причем выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более полноценному последующему вдоху. Чем раньше ребенок научится правильно дышать, тем выше эффект физических упражнений.
Пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность.
Календарно-тематическое планирование кружка «Развивайка» на 2018-2019 уч. год
Тема | Дата | Кол-во часов | Формируемые представления и умения | Материалы и оборудование | Содержание, виды деятельности | ||||||||||||||||
Сентябрь | |||||||||||||||||||||
«Круг друзей»
|
Установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги у детей | Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрыгать.
|
|||||||||||||||||||
«Цвета осени» | Формировать умение держать кисточку, рассматривать краски, выбирать нужные цвета
|
Краски, кисти | Игра «Разноцветная водичка», «Танец листочков», картины осени.
|
||||||||||||||||||
«Радуга эмоций» | Формировать умение показывать разные эмоции, научиться их изображать
|
Восковые мелки | Учить ребёнка рисовать восковыми мелками | ||||||||||||||||||
«Листопад» | Развитие творческих способностей: делать оттиск
|
Краски, листики | Научить ребенка наносить краску на лист дерева и с помощью воспитателя делать отпечаток | ||||||||||||||||||
Октябрь | |||||||||||||||||||||
«Здравствуй, песок» | Формировать умение адекватно реагировать на соприкосновение с песком | Песочница, песок | Учить ребенка адекватно реагировать на соприкосновение с песком
Игра «Отпечатки рук»
|
||||||||||||||||||
Рисунок ладошками на влажном песке | Формировать умение делать следы на песке | Песочница, песок | «Необыкновенные следы». Учить ребенка делать следы на песке
|
||||||||||||||||||
Рисунок на влажном песке | Формировать умение рисовать на песке
|
Песочница, песок | «Песочный дождик». Учить ребенка рисовать на песке | ||||||||||||||||||
«Царство песчаных человечков» | Формировать умение использовать окружающие предметы для игры | Песочница, песок | Игра «Песочный круг». Придумывание сказки с помощью воспитателя
|
||||||||||||||||||
Ноябрь | |||||||||||||||||||||
«Солнечный зайчик»
|
Умение слушать и выполнять действия по просьбе педагога | Представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — погладьте его и подружитесь с ним. | |||||||||||||||||||
«Волшебный мир сказок: сказка «Теремок» | Формирование умения слушать сказку, выполнять действия по инструкции | Театр на столе | чтение сказки, учить ребенка издавать звуки персонажей | ||||||||||||||||||
«Волшебный мир сказок: сказка «Три поросенка» | Формирование умения слушать сказку, выполнять действия | Театр на столе | чтение сказки, учить ребенка издавать звуки персонажей | ||||||||||||||||||
«Волшебный мир сказок: сказка «Колобок» | Формирование умения слушать сказку, выполнять действия | Театр на столе | чтение сказки, учить ребенка издавать звуки персонажей | ||||||||||||||||||
Лепка из пластилина «Сказочные герои». | Формировать умение работать с пластилином | Пластилин, дощечка для пластилина | Картинки, герои из сказки. Учить ребенка разминать пластилин, катать его, делать нужную форму. | ||||||||||||||||||
Декабрь | |||||||||||||||||||||
«Музыка-настроение» | Формирование умения адекватно реагировать на музыку | Записи спокойной музыки | Учить ребенка слушать музыку, выполнять движения по показу. Снятие эмоционального напряжения
|
||||||||||||||||||
«Веселые и грустные кляксы». | Формировать умение представлять и дорисовывать
|
Краски, кисточки | Учить составлять композиции из клякс
|
||||||||||||||||||
«Танец радости» | Формирование умения смешивать цвета
|
Краски, кисточки | Учить ребенка смешивать различные цвета краски | ||||||||||||||||||
«Украсим нашу елочку» | Развитие мелкой моторики, развитие умения рисовать пальчиками
|
Краски, листы бумаги с изображением елочки | Учить ребенка рисовать пальчиками, украшать елочку | ||||||||||||||||||
Январь | |||||||||||||||||||||
«Снежная сказка»
|
Формирование умения отрывать бумагу разного размера
|
Цветной картон, белая бумага, клей
|
Учить ребенка отрывать кусочки бумаги и намазывать клей
|
||||||||||||||||||
«Снеговичок» | Формировать умение использовать ватные диски, наклеивать по образцу
|
Ватные диски, клей, цветная бумага | Учить ребенка составлять снеговика из ватных дисков, намазывать клеем, приклеивать | ||||||||||||||||||
«Зимний пейзаж» | Формирование умения работать с манной крупой
|
Манная крупа, клей, картон | Учить детей намазывать клей и засыпать манной крупой; развивать мелкую моторику рук. | ||||||||||||||||||
«Варежка для Деда Мороза»
|
Формирование умения раскладывать узор на готовый образец | Цветная бумага, различные узоры, образец | Учить раскладывать узор с помощью педагога, пользоваться клеем и салфеткой. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
|
||||||||||||||||||
Февраль | |||||||||||||||||||||
«Сухой бассейн» | Формирование умения на развитие дыхания | Манная крупа, поднос, коктейльные трубочки | Упражнение на развитие дыхания (поднос с манной крупой и коктейльная трубочка, воздух носом набираем, через ротик выпускаем, щеки мы не надуваем, плечи мы не поднимаем, воздух в трубочку медленно и плавно выпускаем, на поверхности подноса с манной крупой остаётся след-дорожка). | ||||||||||||||||||
«Разные дорожки» | Формирование умения рисовать линии на манной крупе | Манная крупа, поднос, палочки | Высыпать крупу (манку) на поднос ровным слоем. Сначала порисовать самой, чтобы заинтересовать ребенка и рассказать правила работы с крупой. Например, провести пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать пальцами. | ||||||||||||||||||
«Орехи»
|
Формирование умения адекватно реагировать на массаж орехами | Орехи разных размеров | Массируем кисти рук, ладони, пальцы с помощью орехов разных размеров.
|
||||||||||||||||||
«Горох и фасоль»
|
Формирование умения находить предметы в крупе | Горох, фасоль | В пластмассовое ведёрко или тазик насыпаем горох и фасоль, прячем игрушки, а ребёнок находит их и массажирует пальчики. | ||||||||||||||||||
Март | |||||||||||||||||||||
«Распускаются цветы» | Формирование умения слушать и повторять движения за педагогом
|
Учить ребенка повторять за педагогом движения. Игра «Покажи стихи руками» | |||||||||||||||||||
«Много мам на белом свете» | Формирование умения слушать и повторять движения за педагогом
|
Учить ребенка повторять за педагогом движения. Игра «Покажи стихи руками» | |||||||||||||||||||
«У жирафа пятна, пятна» | Формирование умения слушать и повторять движения за педагогом
|
Учить ребенка повторять за педагогом движения. Игра «Покажи стихи руками» | |||||||||||||||||||
«Заботливое солнышко» | Формирование умения слушать и повторять движения за педагогом
|
Учить ребенка повторять за педагогом движения. Игра «Покажи стихи руками» | |||||||||||||||||||
Апрель | |||||||||||||||||||||
«Разноцветные прищепки» | Формировать умения работать с прищепками | Картинки, прищепки | Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. | ||||||||||||||||||
«Волшебные палочки» | Формировать умение выкладывать фигуры из палочек | Счетные палочки, картинки с образцом | Показать ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
|
||||||||||||||||||
«Мозаика» | Развитие мелкой моторики | Мозаика | Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки). | ||||||||||||||||||
«Золушка» | Развитие мелкой моторики | Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету | |||||||||||||||||||
Май | |||||||||||||||||||||
«Цветочки на лугу»
|
Формировать умение рисовать восковыми мелками | Восковые мелки, акварель, плотные зеленые листы. | Закрепить технику рисования восковыми мелками, умение наносить акварель на готовый рисунок. | ||||||||||||||||||
«Божьи коровки»
|
Формировать умение дорисовывать пальчиками недостающие детали рисунка
|
Силуэты божьих коровок, красная и черная гуашь, салфетки | Рисование пальчиками. Закрепить умение раскрашивать готовую картинку, умение рисовать пальчиками. | ||||||||||||||||||
«Одуванчики»
|
Формировать умение рисовать поролоном | Желтая и зеленая гуашь, плотные листы, салфетки. | Тампонирование. Научить технике печатания поролоном, умение дорисовывать стебель и листочки пальчиком. | ||||||||||||||||||
«Моя фантазия» | Формировать умение самостоятельно изобразить рисунок
|
Краски, кисточки, мелки | Учить изобразить рисунок, пофантазировать | ||||||||||||||||||
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Материально-техническое оснащение коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» включает:
- карандаши, краски, кисточки, цветная бумага, клей;
- наборы ткани разной фактуры и разного цвета;
- детские книги;
- игрушки мелкие;
- игрушки музыкальные;
- картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях;
- куклы;
- ноутбук и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики;
- муляжи овощей и фруктов;
- мягкие и деревянные игрушки (крупногабаритные);
- мячи разного размера и цвета;
- «да/нет» — системы;
- карточки с пиктограммами;
- коммуникативный альбом;
- наборы картинок, пиктограмм, символизирующие место хранения предметов гигиены, бытовых предметов и т. п.
Искра Анастасия Викторовна
учитель-логопед, ГБСУСОН «Дубровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Брянская область, п. Дубровка