Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Аннотация: Статья посвящена психолого-педагогической характеристике детей с общим недоразвитием речи. В статье рассматривается особенности развития речи у детей с общим недоразвитием речи, а также причины и факторы. Рассматривается также важность ранней диагностики и коррекции данного расстройства для успешной адаптации ребенка в обществе. В статье рассматриваются различные методики и техники работы с детьми с общим недоразвитием речи, основанные на современных психолого-педагогических исследованиях.

Abstract: The article is devoted to the psychological and pedagogical characteristics of children with general speech underdevelopment. It examines the features of speech development in children with general speech underdevelopment, as well as causes and factors. The importance of early diagnosis and correction of this disorder for the successful adaptation of a child in society is also considered. The article discusses various methods and techniques of working with children with general speech underdevelopment, based on modern psychological and pedagogical research.

Ключевые слова: общее недоразвитием речи, психолого-педагогическая характеристика, дошкольный возраст.
Keywords: general underdevelopment of speech, psychological and pedagogical characteristics, preschool age.

Степень разработанности. Изучением проблемы психолого-педагогической характеристики детей с общим недоразвитием речи занимаются различные исследователи. В первую очередь, следует отметить труды  Волковой Л.С., Каверовой Э.А., Лахмоткиной В.И., Ястребовой Л.А., Мурзиной Е.М., Поповой О.В., Мишуковой А.Ю. и другие. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи и поддержке, так как их развитие может быть замедлено или нарушено.

Цель статьи – рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи.

Изложение основного материала. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и сохранном интеллекте [1].

Психолого-педагогическая характеристика дает возможность педагогам познакомиться с особенностями конкретного ребенка и составить правильную учебно-воспитательную стратегию. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с общим речевым развитием — это описание особенностей развития и потребностей, связанных с развитием речи. Вот основные аспекты, которые могут быть включены в такую характеристику:

  • Коммуникативные навыки: ребенку может быть трудно взаимодействовать с другими людьми, выражать свои потребности и чувства, понимать инструкции и общаться с другими детьми.
  • Поведенческие характеристики: у ребенка с нарушением речи могут быть проблемы с поведением, такие как избегание общения, агрессивное поведение, недостаточная забота о себе и т.д.
  • Речевое развитие: у ребенка может быть задержка в развитии фонематики, словарного запаса, грамматики и коммуникативной функции речи. У ребёнка могут возникнуть трудности с произношением звуков, формулированием мыслей и пониманием речи других людей.
  • Психическое и эмоциональное состояние: ребенок может испытывать неуверенность в себе и стресс из-за трудностей с речью. Это может привести к низкой самооценке и негативным эмоциям.
  • Потребности и рекомендации: психолого-педагогические характеристики могут включать рекомендации по работе с ребенком, например, логопедические занятия, игры на развитие речи, специальные приемы и методы для улучшения коммуникативных навыков [3].

Дети с общим речевым развитием имеют ряд особенностей в развитии своей речи. Вот некоторые особенности речевого развития у таких детей:

  1. Недостаточная четкость и правильность произношения звуков: дети с общим недоразвитием речи часто испытывают трудности с правильным произношением звуков и звукосочетаний, что может затруднить их понимание окружающими.
  2. Ограниченный словарный запас. У детей с общим недоразвитием речи может быть ограниченное количество слов и фраз, что затрудняет им общение и выражение своих мыслей и чувств.
  3. Недостаточное грамматическое развитие. У детей могут возникнуть проблемы с правильным построением предложений, использованием правильных грамматических форм и соответствием времен года.
  4. Недостаточное использование коммуникативных навыков: детям с общим недоразвитием речи трудно устанавливать контакт с окружающими, понимать эмоции собеседника и адекватно отвечать на вопросы[2].

Причины общего недоразвития речи могут быть разнообразными и включать генетические факторы, неблагоприятные социокультурные условия, обучение в детстве, перинатальные проблемы и т.д. Для эффективной коррекции речевого развития у детей необходимо пройти комплексное логопедическое обследование, разработать индивидуальную программу развития речи, проводить систематические логопедические занятия под наблюдением специалистов. Поддержка и участие родителей, учителей и других специалистов играют важную роль в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием [1].

Ранняя диагностика и коррекция общего недоразвития речи  играет ключевую роль в успешной адаптации ребенка в обществе. Важно понимать, что речь – это один из основных способов общения человека с внешним миром, и от ее развития зависят успешное взаимодействие со многими людьми, обучение, социализация и самоуважение:

  • Улучшение коммуникации. Коррекция речевых нарушений позволяет ребенку понимать других людей, налаживать отношения, выражать мысли, чувства и потребности. Это значительно улучшает качество взаимодействия ребенка с окружающими.
  • Повышение самооценки. Ребенок, который может свободно и уверенно общаться с другими людьми, обладает более высокой самооценкой и уверенностью в себе. Коррекция речи помогает улучшить такие аспекты развития, как социальные навыки, независимость и адаптация в обществе.
  • Предотвращение последствий. Недооценка и преждевременная коррекция общего речевого развития могут иметь серьезные последствия в будущем, такие как проблемы общения, адаптации, обучения, социальной интеграции и личностного развития.
  • Успешное обучение. Развитие речи напрямую влияет на успешность обучения. Дети с общим нарушением речи часто испытывают трудности с приобретением знаний и навыков из-за их ограниченной способности выражать свои мысли и понимать информацию [5].

Выводы: Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в особом психолого-педагогическом подходе для успешной коррекции и развития их коммуникативных навыков. Они могут испытывать трудности в общении, обучении и социализации из-за ограничений речевой активности. Для того чтобы эффективно помочь таким детям, важно провести комплексную диагностику и применить индивидуальный подход к разработке коррекционных и развивающих программ. Необходимо учитывать специфику развития каждого ребенка, его потребности и способности. Систематическая и терпеливая работа над развитием речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи позволяет им успешно интегрироваться в общество, повысить качество своей жизни и уверенность в себе.

Список использованной литературы:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Л.С. Волкова – Москва,   – 480 с.
  2. Каверова Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э.А. Каверова // Специальное образование. – 2015. – №11. – С. 50-56.
  3. Лахмоткина В.И., Ястребова Л.А. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи / В.И. Лахмоткина, Л.А. Ястребова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. –№71-2. – С.71-76.
  4. Мурзина Е.М. Коррекция звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР III уровня посредством логоритмических занятий / Е.М. Мурзина // Столыпинский вестник. – 2022. – №10. – С.56-61.
  5. Попова О.В., Мишукова А.Ю. Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста / О.В. Попова, А.Ю. Мишукова // БМИК. – 2015. – №5. – С. 25-31.

Морбицр Ульяна Франтишковна
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
Республика Крым, г. Симферополь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *