Развитие слуховой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Аннотация: в данной статье рассматривается процесс развития слуховой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, а также дается описание разработанной диагностической программы, которая помогает выявить данное нарушение.

Ключевые слова: слуховая память, зрительная память, дети старшего дошкольного возраста, нарушение речи, диагностическая программа.

Актуальность исследования проблемы развития памяти у детей с нарушение речи объясняется тем, что необходимым условием умственного развития ребенка является постоянное накопление и обогащение его чувственного опыта, который формируется в процессе восприятия и переработки внешней информации о реальной действительности. В современном информационном обществе по мере взросления у детей возникает необходимость усваивать все большее и большее количество информации. А неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти. Для детей с нарушением речи характерен средний уровень развития зрительной памяти. Низкий уровень слухоречевой памяти является также характеризующим данную категорию детей: неравномерность воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества слов, наиболее частотны ошибки соскальзывания на побочные ассоциации, снижение объема и прочности, а также замедленность запоминания с тенденцией к снижению количества ошибок в процессе заучивания.

Цель исследования: составить и реализовать диагностическую программу, позволяющую выявить уровень сформированности слуховой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Объектом нашего исследования является развитие слуховой и зрительной памяти у старших дошкольников.

Предмет исследования – развитие слуховой и зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что развитие и коррекция зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должно основываться на анализе психолого-педагогической литературы по данной проблеме, учитывать результаты диагностического исследования зрительной и слуховой памяти у этих детей и осуществляется с помощью заданий и упражнений игрового типа.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ специальной психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучить теоретические аспекты памяти, ее видов и развития в онтогенезе;
  2. Провести анализ литературных трудов, посвященных проблемам психологических особенностей, а также особенностей развития зрительной и слуховой у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Основываясь на проведенном анализе сформулировать психологические характеристики детей с нарушением речи;
  4. Провести исследование особенностей зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
  5. Провести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего этапа с помощью составленной диагностической программы;
  6. Разработать программу, основанную на результатах диагностического исследования, направленную на коррекцию памяти старших дошкольников с нарушением речи.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме формирования и развития зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
  2. эмпирические методы: констатирующий эксперимент с использованием сформированной диагностической программы;
  3. методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ полученных результатов.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что у детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с возрастной нормой, наблюдаются такие особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и др. Особенно страдает произвольная, опосредованная, включающая память, а также страдает формирование слухоречевой памяти; для детей с общим недоразвитием речи типичен средний уровень сформированности зрительной памяти; низкий уровень речеслуховой памяти также характерен для данной категории детей.

В работе по выявлению уровня развития зрительной и слуховой памяти старшего дошкольного возраста мы применяли специальные методики по обследованию зрительной и слуховой памяти детей. Во время проведения эксперимента велось наблюдение за ребенком, его реакцией, велась регистрация ответов детей. Диагностическая программа была подобранна в связи с контингентом и возрастом детей, а также в соответствии с целью эксперимента: выявить уровень сформированности слуховой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи и включила такие методики, как: «Запоминание 10 слов»; «Запомни рисунки» (Немов Р. С.); «Особенности зрительной памяти» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик); «Повторение фраз»; Методика Д. Векслера.

В целом обследование проходило в доброжелательной обстановке. Большинство детей были эмоциональны, легко вступали в контакт, с интересом выполняли все задания.

По данным количественных и качественных характеристик проведённого нами исследования по методике «Запоминание 10 слов» мы получили следующие результаты: у 20% испытуемых средний уровень, у 50% – низкий уровень, а у 30% исследуемых детей имеют очень низкий уровень развития памяти. Таким образом, результаты данной методики свидетельствуют о низком уровне слуховой и зрительной памяти у большинства испытуемых с нарушением речи. Высокого и очень высокого уровня не отмечено ни у одного из детей экспериментального группы.

В ходе проведения методики «Запомни рисунки» были получены результаты, по которым можно сделать вывод, что у 10% испытуемых очень низкий, у 40% – средний, у половины детей – низкий уровень объема кратковременной зрительной памяти. Результаты данной методики свидетельствуют о том, что большинство испытуемых с нарушением речи имеет низкий уровень объема кратковременной зрительной памяти.

В ходе проведения методики «Особенности зрительной памяти» данные результаты, свидетельствуют о наличии у большинства (70% испытуемых) старших дошкольников с нарушением речи среднего уровня зрительной памяти. При этом следует отметить, что высокий уровень не наблюдается ни у одного из ребят.

По методике «Повторение фраз» были получены следующие результаты, что у 40% испытуемых низкий, у 50% – средний, и лишь у 10% детей высокий уровень слуховой памяти.

Результаты данной методики свидетельствуют о том, что у большинства старших дошкольников с нарушением речи уровня слуховой памяти выше среднего.

В ходе проведения методики «Методика Д. Векслера» были получены результаты говорят о наличии у большинства (70%) старших дошкольников с нарушением речи низкого уровня зрительной памяти.

Таким образом, мы выявили, что:

  • были отобраны методики, направленные на диагностику слуховой и зрительной памяти;
  • в результате проведения констатирующего этапа исследования было определено, что среди детей с общим недоразвитием речи многие дети затруднялись в выполнении заданий по причине недостаточного развития зрительной и слуховой памяти, что в свою очередь зависит от развития речи;дети этой группы в состоянии запомнить ряд картинок, но у них наблюдаются сложности при их воспроизведении.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью составленного нами диагностического комплекса мы смогли выявить недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Сделанные выводы послужили основанием для разработки коррекционной программы по развитию зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Таким образом, цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.

 

Список литературы

  1. Блонский П. П. Память и мышление. – М.: Говорящая книга, 2015.
  2. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: учебн. пособие – М.: Педагогика. – Высшая школа, 2012
  3. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – СПб: Нева, 2016
  4. Левченко И.Ю., Кисилёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2017.
  5. Петрова О. Развиваем память. – М.: Инфра-М, 2016.

Герасимова Ольга Андреевна
учитель начальных классов, ФКОУ СОШ г.Чехов-2
г. Чехов-2, Московская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *