Речевое развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через логоритмические занятия

В последнее время отмечается увеличение числа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. У детей с такой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, наблюдается моторная неловкость, возникает трудность в удержании мелких предметов, трудность в осуществлении соотносящих, сопоставительных движений, сложность в ощущении своего тела в пространстве, нарушена координация движений.  Несформированность и отставание двигательной сферы тесно связано с нарушением функций всех психических процессов. Страдает внимание, восприятие, память и, конечно же, затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции.

Речевые нарушения у детей данной категории носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты.

И для меня, как логопеда, стал важен вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они способствовали расширению объема понимания обращенной речи и вызыванию подражательной речевой деятельности детей в форме любых звуковых проявлений. Целью моей работы стало создание такого вида занятий, который, с одной стороны, корректировал бы эти нарушенные функции речи, а с другой – развивал функциональные системы ребенка, и не давал дальнейшей возможности сформироваться неречевым симптомам.

И в организации проведения внеурочной деятельности начала использовать такой вид занятий как логопедическая ритмика, так как никому не секрет, что движение под музыку является для детей одним из самых привлекательных видов деятельности.

Что же такое логопедическая ритмика?

Это форма активной терапии, направленная на всестороннее развитие детей, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Логопедическая ритмика получила распространение в начале XX века во многих странах Европы как ритмическое воспитание. Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Э. Жак-Далькроз. Дальнейшее развитие эта система получила в работах его последователей и учеников: Н.Г. Александровой и В.А. Гринер, Ю. А. Флоренской и др.

Первоначально занятия по логопедической ритмике разрабатывались В. А. Гиляровским в 30-е годы XX века для коррекции заикания у людей разного возраста.

А в 70-е годы Г.А. Волкова впервые создала логопедическую ритмику как специальную науку, определив ее объект, предмет, цель, задачи и принципы. Она разработала методику, благодаря которой логоритмика нашла широкое применение в коррекционной работе по устранению различной речевой патологии у взрослых и детей.

Логопедическая ритмика — это комплексная методика, которая включает в себя средства логопедического, музыкально — ритмического и физического воспитания и игры, такие, как пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные. Взаимоотношения этих компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На логоритмических занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития мы решаем такие задачи, как развитие слухового внимания и фонематического слуха, общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных представлений, воспитание переключаемости от одного поля деятельности на другое, развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания, формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, формирование, развитие и коррекция слухо — зрительно — двигательной координации.

Логоритмические занятия способствуют развитию основных направлений работы, что немало важно для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития таких, как:

Оздоровительное направление, которое способствует укреплению мышечного корсета, формированию правильного дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитывает чувство равновесия, выработки правильной осанки.

Образовательное направление способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве, расширению лексического запаса.

Воспитательное направление способствует воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, самостоятельности, собранности.

Коррекционно-развивающее направление способствует развитию и коррекции эмоционально- волевой сферы и личностных качеств; формированию, развитию и коррекции слухо-зрительно-двигательной координации, развитию фонематического слуха, речевой моторики, формированию чувства темпа и ритма.

В результате практической работы сложилась определенная структура логоритмического занятия, которая состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

В вводную часть, которая длится не более 3-5 мин., входит приветствие, объявление темы занятия и ритмическая разминка.

Основная часть, это самая большая часть занятия, которая предусматривает артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику, упражнения для общей моторики, пение песен, исполнение на музыкальных инструментах, подвижные игры под музыку.

Заключительная часть, продолжительность которой 3-5 мин., состоит из релаксации, подведения итогов занятия и оценки деятельности детей.

В структуру занятия не всегда включаются все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, так как такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Не всем детям удается повторить за логопедом артикуляционные упражнения, поэтому оказывается целенаправленная индивидуальная помощь.

Различные элементы упражнений, которые запланированы на логоритмическом занятии, лучше выполнять под музыкальное сопровождение, это могут быть пальчиковые игры и речедвигательные упражнения. Дети со сложными нарушениями развития выполняют упражнения в доступной им форме, нет жестких требований со стороны педагога. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха пение, распевки гласных звуков.

В занятия обязательно включаются подвижные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях. При отборе игр нужно учитывать то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В танцах и играх не оцениваются качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

На каждом логритмическом занятии используются методы и приемы (словесные, наглядные, игровые, практические) обязательно в сочетании, и ни один из этих методов не выступает изолированно. Так как группа детей с ТМНР крайне неоднородна, то логопед определяет соотношение методов на каждом этапе занятия уровнем развития детей.

В своей работе использую «Методическую копилку», в которой собраны различные разработки, упражнения, наглядный материал, конспекты и сценарии логоритмических занятий, голосовые игры и песенки С. и Е. Железновых.

При проведении логоритмических занятий соблюдаются все требования в соответствии с ФГОС и СаПиНом: Занятия проводятся учителем – логопедом 1 раз в неделю продолжительностью до 40 минут для всей группы детей (фронтальные занятия), нагрузка в течение занятия распределяется равномерно, учитывая возможности каждого ребенка.

Занятия составляются с опорой на лексические темы и представляют собой тематическую и игровую целостность, речевой материал частично можно разучивать в ходе коррекционно-развивающейся работы другими специалистами, часть упражнений проводится по подражанию и в игровой форме

Для себя отметила основные моменты во время проведения занятий, такие как: Упражнения должны быть построены не на музыкальном ритме, а на стихотворном, где проговаривание стихотворных строк необходимо совмещать с движением. Так как дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и им тяжело одновременно совмещать проговаривание и движение, то все стихотворные строки проговаривает сам логопед, привлекая внимание детей к развитию познавательного интереса.

Очень важно в занятия включать упражнения, направленные на подражание, тактильные ощущения, поскольку, избегая их, невозможно у детей с ТМНР развивать речевые компоненты.

И для достижения положительных результатов в работе, посредством логоритмики, необходимо взаимодействие всех специалистов и педагогов, которое заключается в выборе программы по логоритмике для сочетания с общеобразовательными программами, а также специалисты и педагоги закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребенка (игровую, трудовую и учебную).

В результате работы по расширению объема понимания обращенной речи и вызыванию подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений с использованием логоритмических упражнений прослеживается положительная динамика в формировании у детей внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, в умении осваивать движения и речевое сопровождение к ним. Дети стали более эмоционально воспринимать музыку, проявлять самостоятельность и инициативность в хороводах, песнях, танцах, импровизации, дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. И что особенно важно — логоритмические занятия побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.

Логопедическая ритмика очень важна для детей с речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений, снижению психоэмоционального напряжения, что очень важно для детей со сложными нарушениями развития.

Диагностика речевых и неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С. в начале и конце учебного года, результаты обследования заносятся в сводную таблицу, после чего составляется диаграмма. Сопоставимый анализ результатов, проведенных диагностических исследований в начале и конце учебного года, демонстрирует положительную динамику в развитии речевых и неречевых психических функций детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в результате использования логоритмики, хотя у детей со сложными нарушениями развития за такой короткий промежуток времени динамика может вообще не наблюдаться.

Таким образом, работа по теме «Речевое развитие у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития через логоритмические занятия» показала, что логоритмика является эффективным средством расширения объема понимания обращенной речи и вызывания подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений у детей ТМНР, а логоритмические игры развивают не только двигательные умения, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать все тело и творчески выразить себя, помогают включиться в совместную деятельность.

Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики, одним из компонентов здоровьесберегающих технологий, так как вся работа направлена на оздоровление детей, а успешность работы учителя – логопеда, в первую очередь, зависит от ощущения радости, полученной ребенком на занятии.

Список литературы:

  1. Боромыкова О. С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» Детство-пресс Санкт-Петербург: 1999г.
  2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», 2002 г.
  3. Картюшина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий сдетьми 5 – 6 лет» — М.: Педагогика, 2008г.
  4. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» ДЕТСТВО-ПРЕСС. С-Пб, 2014
  5. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. «Диагностика неречевых психических функций»

Людмила Викторовна Широкова
учитель-логопед, КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт. Опарино
Мурыгинское городское поселение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.