Стихотворения на автоматизацию звуков(р),(рь)
Конспект подгрупповой Н.О.Д. с детьми подготовительного возраста (ТНР)
Тема: «В гости к звукам (р) , (рь) ».
Цель: дифференцировать и автоматизировать звуки (р) , (рь) в словах , предложениях.
Задачи:
- коррекционно — образовательная : формировать фонематическое восприятие, анализ и синтез, закреплять умение строить звуковые схемы ; закреплять умение определять место звуков (р), (рь) в слове, дифференцировать звуки (р) — (л),(рь) — (ль) .
- коррекционно — развивающая: развивать внимание, память, мышление, фонематические процессы, речевое дыхание;
- коррекционно -воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: мяч, «Поезд» из конструктора ; картинки с изображением предметов на звуки (р), (рь); конверт с письмом от тётушки Зимы; звуковые домики, фишки: зелёного, красного, синего цвета, треугольники (колокольчики) .
Ход Н.О.Д
I.Организационный момент.
« Упражнение : «Назови назови ласково».
(Ребёнок исправляя слово четко произносит звуки (р), (рь) ).
Цель: автоматизировать звуки (р), (рь) в словах.
— Мяч лови, слово правильно, ласково назови . Вставь звуки (р) или (рь) в слова.
Лыбак, лыба, ластение, лепка, ледиска, лубин, колаблик, лабота, лечка, калета и т.д
II. Основная часть.
1.Упражнение на дыхание«Заведи мотор ».
Цель: развивать речевое дыхание, силу голоса.
— Моторчик будем заводить у машины. Носом вдохни рычать начни. Сильный мотор (рррррррррррррр);
носом вдохни, слабый мотор (рь рь рь рь).
- Дидактическое упражнение « Услышь звуки (р) и (рь)».
Цель: формировать фонематический слух, развивать слуховое внимание.
(Услышав в слове звуки (р), (рь) дети хлопают в ладоши, пятная звук).
— Если слышишь звуки (р), (рь) — пятнай.
«Рыба в озере жила,
Рыба червячка нашла.
Рыба радостной была,
Рыба сытая плыла».
- Дидактическая игра»Подари подарки для лошадки и коровки Рогатки».
Цель: формировать умение дифференцировать звуки (р)-(л).
Перед детьми игрушки — лошадка и коровка Рогатка.
— Будем с гостями играть, подарки им отправлять. Кто зимующую птицу называет, тот подарок получает.
(дети за правильный ответ получают картинку в названии которой есть звук (р) или (л) ).
— По очереди, что изображено скажи и гостям её дари.
На картинках изображены ( лопата, роза, ракета, руль, лавка, лапа, рама, рулет, лак, ласточка и т.д).
— Лопату, кому даришь? (лошадке). Почему? (в слове «лошадка» есть звук (л) и в слове «лопата» тоже есть звук (л) ) и т.д
4. Дидактическая игра «Звуковые домики».
Цель: формировать звуковой анализ и синтез.
(Перед детьми домики с окошками и фишки трёх цветов: зелёного, красного. синего, рядом колокольчики «треугольники». Дети должны поселить в окошко нужную фишку, определив звук по цвету фишки. «Колокольчик», обозначение звонкости звука).
— Слушай звук внимательно и подбери в домик нужную фишку.
р.о.з.а р.е.к.а
- Физминутка.
«Руки вверх ты поднимай
И над головой качай.
Руки в стороны разведи
И как птица помаши.
Наклонись вперёд, назад
И похлопай ты вот так.
А теперь, улыбнись
И на место ты садись».
- Дидактическая игра « Звуковой поезд».
Цель: формировать фонематическое восприятие ,умения определять место звуков (р), (рь) в слове.
(Дети берут картинку и чётко называют, что изображено на картинке, определяют место звуков (р), (рь) в слове и отправляют в нужный вагон).
Картинки: рыба, корабль, река, карета, пар, якорь, роза и т.д
— Что изображено на картинке? (рыба).
— Где находится звук (р)? ( звук (р) находится в начале слова, отправляю в первый вагон) и т.д
- Дидактическая игра « Пушка».
Цель: автоматизировать звуки (р), (рь) в словах.
-Будем с вами мы стрелять. Пальцы правой руки в кулачок зажми и считать начни. Кто правильно говорит и считает, тот пальчик загибает, выстрелил из пушки (по очереди).
Например: один радостный рыбак, два радостных рыбака, три радостных рыбака, четыре радостных рыбака, пять радостных рыбаков и т.д
( розовая роза, праздничный торт, красивая река, капризная Рита, яркий рисунок, дорогой браслет, старинное кресло, продуктовый рынок и т.д).
- Дидактическая игра « Исправь предложение».
(Дети исправляют слова в предложении).
Цель: формировать фонематическое восприятие. Дифференцировать звуки (р)-(л), (рь)-(ль) и автоматизировать звуки(р), (рь) в предложении.
— Дети, тетушка Зима прислала письмо. Нужно исправить слова в предложениях , чтобы стало всё понятно. Готовы помочь?
— Влач лаботает, помогая борьным рюдям. Колыто быро борьшим дря полосёнка. Лозу посадири лядом под лябиной. Лыбак ровил лыбу и поймар.
Колона у кололя быра зоротой. Ластения хотери пить.Лома съер много толта. Волота быри заклыты. Волона ретара, ретара и устара. Палаход гломко гудер. В самовале голячий кипяток. Колова Лоза дала много морока. И т.д.
- Дидактическая игра «Один -много».
Цель: автоматизировать звуки(р), (рь) в словах, формировать грамматическую сторону речи.
— Мяч лови, много говори.
— Одна роза — много роз, одна речка — много речек. Один пароход — много пароходов, одна репка — много репок, одна радость — много радости, один рулет — много рулетов, одна карета — много карет, один врач — много врачей и т.д.
III. Итог Н.О.Д
— Вам понравилось играть? Кто на звук (р) слово назовёт, тот строится идёт, кто на звук (рь) слово назовёт, тот строится идёт.
Андрианова Марина Геннадьевна
учитель—логопед дошкольного отделения МБОУ «Веревская СОШ »
Ленинградская область, Гатчинский район