Стихотворения на автоматизацию звуков(р),(рь)

Конспект подгрупповой Н.О.Д. с детьми подготовительного возраста (ТНР)

Тема:  «В гости к звукам (р) , (рь) ».

Цель: дифференцировать и автоматизировать звуки (р) , (рь) в словах , предложениях.

Задачи:

  • коррекционно — образовательная : формировать фонематическое   восприятие,  анализ и синтез, закреплять умение строить  звуковые схемы ; закреплять умение определять место звуков (р), (рь) в слове, дифференцировать звуки (р) — (л),(рь) — (ль) .
  • коррекционно — развивающая: развивать внимание, память, мышление, фонематические процессы, речевое дыхание;
  • коррекционно -воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: мяч,  «Поезд» из конструктора  ; картинки с изображением предметов на звуки (р), (рь); конверт с письмом от тётушки Зимы; звуковые домики, фишки: зелёного, красного, синего цвета, треугольники (колокольчики) .

 

Ход Н.О.Д

I.Организационный момент.

« Упражнение : «Назови назови ласково».

(Ребёнок исправляя слово  четко произносит звуки (р), (рь)  ).

Цель: автоматизировать звуки (р), (рь) в словах.

— Мяч лови, слово правильно, ласково назови . Вставь звуки (р) или (рь) в слова.

Лыбак, лыба, ластение, лепка, ледиска, лубин, колаблик, лабота, лечка, калета и т.д

 

II. Основная часть.

1.Упражнение на дыхание«Заведи мотор ».

Цель: развивать речевое дыхание, силу голоса.

— Моторчик будем заводить у машины. Носом вдохни рычать начни. Сильный мотор (рррррррррррррр);

носом вдохни, слабый мотор  (рь  рь  рь  рь).

 

  1. Дидактическое упражнение « Услышь звуки (р) и (рь)».

Цель: формировать фонематический слух, развивать слуховое внимание.

(Услышав в слове звуки (р), (рь) дети хлопают в ладоши, пятная звук).

— Если слышишь звуки (р), (рь) — пятнай.

«Рыба в озере жила,
Рыба червячка нашла.
Рыба радостной была,
Рыба сытая плыла».

 

  1. Дидактическая игра»Подари подарки для лошадки и коровки Рогатки».

Цель: формировать умение дифференцировать звуки (р)-(л).

Перед детьми игрушки — лошадка и коровка Рогатка.

— Будем с гостями играть, подарки им отправлять. Кто зимующую птицу называет, тот подарок получает.

(дети за правильный ответ получают картинку в названии которой есть звук (р) или (л) ).

— По очереди, что изображено скажи и гостям её дари.

На картинках изображены ( лопата, роза, ракета, руль, лавка, лапа, рама, рулет, лак, ласточка и т.д).

— Лопату, кому даришь? (лошадке). Почему? (в слове «лошадка» есть звук (л) и в слове «лопата» тоже есть звук (л)  ) и т.д

 

4. Дидактическая игра «Звуковые домики».

Цель: формировать звуковой анализ и синтез.

(Перед детьми домики с окошками и фишки трёх цветов: зелёного, красного. синего, рядом колокольчики  «треугольники». Дети должны поселить в окошко нужную фишку, определив звук по цвету фишки. «Колокольчик», обозначение звонкости звука).

— Слушай звук  внимательно и подбери в домик нужную фишку.

р.о.з.а                                 р.е.к.а

 

  1. Физминутка.

«Руки вверх ты поднимай
И над головой качай.
Руки в стороны разведи
И как птица помаши.
Наклонись вперёд, назад
И похлопай ты вот так.
А теперь, улыбнись
И на место ты садись».

 

  1. Дидактическая игра « Звуковой поезд».

Цель: формировать фонематическое восприятие ,умения определять место звуков (р), (рь) в слове.

(Дети берут картинку и чётко называют, что изображено на картинке, определяют место звуков (р), (рь) в слове и  отправляют в нужный вагон).

Картинки: рыба, корабль, река, карета, пар, якорь, роза и т.д

— Что изображено на картинке? (рыба).

— Где находится звук (р)? ( звук (р) находится в начале слова, отправляю в первый вагон) и т.д

 

  1. Дидактическая игра « Пушка».

Цель: автоматизировать звуки (р), (рь) в словах.

-Будем с вами мы стрелять. Пальцы правой  руки в кулачок зажми и считать начни. Кто правильно говорит и считает, тот пальчик загибает, выстрелил из пушки (по очереди).

Например: один радостный рыбак, два радостных рыбака, три радостных рыбака, четыре радостных рыбака, пять радостных рыбаков и т.д

( розовая роза, праздничный торт, красивая река, капризная Рита, яркий рисунок, дорогой браслет, старинное кресло, продуктовый рынок и т.д).

 

  1. Дидактическая игра « Исправь предложение».

(Дети исправляют слова в предложении).

Цель: формировать фонематическое восприятие. Дифференцировать звуки (р)-(л), (рь)-(ль) и автоматизировать звуки(р), (рь) в предложении.

— Дети, тетушка Зима прислала письмо. Нужно исправить слова в предложениях , чтобы стало всё понятно. Готовы помочь?

— Влач лаботает, помогая борьным рюдям. Колыто быро борьшим дря полосёнка. Лозу посадири лядом под лябиной. Лыбак ровил лыбу и поймар.

Колона у кололя быра зоротой. Ластения хотери пить.Лома съер много толта. Волота быри заклыты. Волона ретара, ретара и устара. Палаход гломко гудер. В самовале голячий кипяток. Колова Лоза дала много морока. И т.д.

 

  1. Дидактическая игра «Один -много».

Цель: автоматизировать звуки(р), (рь) в словах, формировать грамматическую сторону речи.

— Мяч лови, много говори.

— Одна роза — много роз, одна речка — много речек. Один пароход — много пароходов, одна репка — много репок, одна радость — много радости, один рулет — много рулетов, одна карета — много карет, один врач — много врачей и т.д.

 

III.  Итог Н.О.Д

— Вам понравилось играть? Кто на звук (р) слово назовёт, тот строится идёт, кто на звук (рь) слово назовёт, тот строится идёт.

Андрианова Марина Геннадьевна 
учитель—логопед дошкольного отделения МБОУ «Веревская  СОШ »
Ленинградская область, Гатчинский район

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *