А нам нужен логопед?
Я думаю, каждый из специалистов слышал этот вопрос от родителей, знакомых, друзей. Все родители искренне хотят верить, что его ребенок лучший во всем, мечтает, чтобы его ребенок говорил четко, чисто и правильно. У большинства детей это выходит сразу и самостоятельно, а вот у некоторых… И как бы родители не хотели исправить данную ситуацию самостоятельно, успехов они не видят… Как была «ыба» и «осадь», вместо слов рыба или лошадь, ничего не выходит.
С подобными случаями ко мне обращаются многие родители. И сколько бы я не пыталась вразумить, сколько бы других известных специалистов не говорили о вреде самодеятельности родителей, данная проблема становится актуальной. При малейших подозрениях необходимо сразу обращаться к специалистам – дефектолог, логопед, невролог.
Когда же обращаться к логопеду? Этот вопрос самый актуальный для молодых родителей. Когда обращаться к логопеду всегда носит индивидуальный характер. Вы спросите почему? Так как у большинства детей процесс овладения звуками родной речи заканчивается к 4-5 годам (тут мы говорим о нарушении звукопроизношения). Поэтому лучшее время обращения к логопеду в 4 года, если вы заметили, что к 4 годам ребенок не выговаривает несколько групп звуков. Если же ребенок не говорит совсем, то тревогу надо бить уже к 2 годам, но первый специалист в данной ситуации – невролог.
В практике часто встречается так, что родители обращают свое внимание на ошибки, погрешности в речи своих детей только к 6-7 годам, когда уже на пороге школа, именно в этот период нагрузка на ребенка увеличивается многократно. Родители хотят от своего ребенка всего и сразу: и отличное знание программы ДОУ, и чистой речи, и отличной памяти, а еще желательно уже иметь разряд в каком-либо направлении спорта.
Приведем пример еще одной «знакомой» многим специалистам ситуации: перед поступлением в школу родители «вдруг» замечают, что их ребенок оказывается не выговаривает тот или иной звук(и), тут-то и начинается работа по найденной в интернете программе «Самостоятельно исправить речь ребенка в домашних условиях без логопеда». Конечно проблемы не решаются, а только усложняются, при этом наносится вред ребенку и терпение всех участников данного процесса уже на исходе. Согласитесь, очень знакомая ситуация? И такое явление встречается сейчас довольно-таки часто.
Подумаем, от чего мы должны предостеречь родителей в данной ситуации? Так как родители не владеют техникой постановки звуков, многие предлагают своему ребенку, только один вариант — подражать их речи: «Слушай, повторяй, говори как я. Громко и четко повторяй!». Ребенок, стараясь угодить взрослым, старается изо всех сил и пробует сказать, так как они требуют. Но от незнания, как нужно это делать правильно, мы получаем искаженный звук. Часто возникают случаи межзубного произношения, отмечаются горловое [р], а так же боковые варианты произношения. Я уже не говорю о том, что ребенок не только начинает осознавать свой дефект, но благодаря родителям, может замкнуться – лучше молчать, чем говорить неправильно.
Коррекционная работа сложна, многогранна, непредсказуема и требует определенной схемы и последовательности. Время возникновения того или иного звука зависит, в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка и занимает разное по длительности время: от 2-3 месяцев до 1 года, а в сложных случаях и более. Поэтому сравнивать результаты других детей не стоит. Понятно одно, родителям рекомендовано запастись выдержкой, терпением, не ждать, что за одно занятие у ребенка будет чистая речь, и довести начатый курс коррекции произношения до конца.
Очень важно вовремя обращаться к грамотным специалистам, которые смогут применить свои уникальные знания во благо ребенка.
Научить правильному произношению, четкой речи легче в дошкольном возрасте, но если время упущено, скоро школа, а речь не чистая, тогда работу лучше начинать в младшем школьном возрасте. Нужно быть готовым, что по времени процесс может длиться дольше.
Доверяйте специалистам, не занимайтесь самодеятельностью, не стесняйтесь уточнять непонятные Вам вещи, тогда процесс коррекции будет проходить максимально комфортно для каждого участника коррекционного процесса.
Васькова Мария Вячеславовна
учитель-логопед, МОУ «Школа № 34»
г. Петрозаводск, Республика Карелия