Почему ребенку важно ориентироваться во времени?

Знаете ли вы, что письмо – это некая протяженность в пространстве, а чтение – это протяженность во времени. Именно поэтому важной составляющей формирования функционального базиса чтения является умение понимать временные категории: времена года, дни недели, части суток.

ЧАСТИ СУТОК

 Из всех перечисленных категорий детям легче всего понять самые быстро сменяющиеся:  НОЧЬ, УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР.

Чтобы научить детей ориентироваться во временных отрезках, понаблюдайте вместе с ними природные изменения:

РАССВЕТ, ВОСХОД СОЛНЦА УТРОМ

ЗАХОД СОЛНЦА, ЗАКАТ ВЕЧЕРОМ

ЛУНА, МЕСЯЦ, ЗВЕЗДЫ НОЧЬЮ

ЯРКОЕ СОЛНЦЕ, РАДУГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ ДНЕМ.

А если на это не хватаем времени, попробуйте по пути из сада домой в простой беседе соотнести самые нехитрые житейские понятия ЗАВТРАК, ОБЕД, УЖИН С УТРОМ, ДНЕМ, ВЕЧЕРОМ. Для нас несложно, а для ребенка – попробуй запомнить!

Дети постепенно научатся сравнивать, сопоставлять части суток, с выделением общих и отличительных признаков данной части суток и предыдущего отрезка времени. Например, ночью темно, утром светает, днем солнце светит ярко, вечером заходит за горизонт.

Постепенно можно научить воспроизводить последовательность смены времени суток не только произвольно, но и с заданным кем-то ориентиром. Например, попросите назвать, как меняются времена суток, начиная с вечера.

ВЕЧЕР, НОЧЬ, УТРО, ДЕНЬ…

ЗАТЕМ ПОПРОСИТЕ ВЗЯТЬ ЗА НАЧАЛО ОТСЧЕТА ДЕНЬ.

ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ, УТРО…

Можно усложнить речевую инструкцию: «Прошел день, сейчас вечер, будет ночь». А это уже самая настоящая пропедевтика усвоения времен глагола! Постепенно дети научатся применять слово «между» к заданным временным категориям:

Утро между ночью и днем, а вечер между днем и ночью.

Попросите ребенка угадать, какое время суток пропущено:

Утро,  день,  …   ,  ночь.
Вечер,  ночь,   …   ,  день.
День,  вечер,    …   ,   утро.

Предложите исправить неверное утверждение:

После ночи наступает день.
Перед днем бывает ночь.

Попросите подумать и ответить:

  • Что бывает после ночи и раньше дня?
  • Что бывает после вечера и раньше утра?
  • Что предшествует вечеру?
  • Что следует за днем?

Чтобы превратить такие занятия в увлекательную игру, можно нарисовать для каждого времени суток свой символ. Например, УТРО – это солнышко, дающее сигнал побудки, ДЕНЬ – солнышко лучистое, ВЕЧЕР – солнышко зевающее, НОЧЬ – месяц.

Если трудно нарисовать, просто свяжите произвольно утро, день, вечер, ночь с определенным цветом или оттенком цвета.

А вот как интересно представила общение на эту тему между взрослым и ребенком поэтесса Марина Вишневецкая в стихотворении «СУТКИ»

 Сын спросил у мамы-утки:                    — Да, у суток есть малютки.
— Мама, кто такие сутки?                      Называют их минутки.
И куда они летят?                                    Друг за дружкою подряд
И вернутся ли назад?                               День и ночь они летят. 

От побудки до побудки                           Сын взволнован не на шутку:
Пролетают – тают сутки,                — Мне хоть на одну минутку
Улетают в никуда,                                 Хоть глазочком бы взглянуть!
Исчезают без следа…                            Что ж, внимательнее будь. 

Так сказала мама-утка.                      – Только что…
Сын спросил:                                            — Как? Неужели?
— А их малютки?                                     — Две минутки пролетели.
Много ли у них сутят?                       — Где? Когда?
Вместе ли они летят?                       — Да вот с тех пор,
                                                                     Как ведем мы разговор.

Ребенок  должен обязательно услышать яркие образцы русского народного фольклора о солнце красном, заре-зарянице – красной девице, месяце ясном. Помните, у Пушкина в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях: «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок…»

ДНИ  НЕДЕЛИ

Мы уже выяснили, что важной составляющей формирования функционального базиса чтения является умение понимать временные категории. Поговорим о днях недели.

Представим себе такую необычную ситуацию…

Встретились однажды День и Ночь…
— Как тебя зовут сегодня, Ночь? – спросил День.
— Как зовут? Никак и не зовут, Ночь да Ночь.
— А как тебя будут звать завтра?
— Что значит звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь.
— А как звали вчера?
— Тоже Ночь.
— А меня зовут Пятницей, завтра будут звать субботой, а вчера звали Четвергом, — сказал День. 

Сколько дней в неделе? Семь! Как же запомнить все?

Во-первых, можно помочь ребенку разобраться, почему дни недели названы именно так, а не иначе. Итак, давайте выясним вместе с малышом:

  • Как называется первый день недели?
  • Почему второй день недели назвали вторником?
  • Похожи ли слова «среда» и «средина» (середина)?
  • Какой по счету четверг?
  • А пятница?
  • Какие выходные дни любим мы все?

Во-вторых, давайте разберемся в последовательности.

Запаситесь цифрами от 1 до 7. Можно просто написать их на бумаге, а можно оформить «цифровую линейку». Самое главное: ребенок должен соотнести порядок дней недели с рядом чисел. А почему бы вам сразу не смастерить часы «Дни недели», подобные настоящим, со стрелочками, подписями, цифровыми обозначениями? Не сомневаемся, что вашему ребенку будет приятен как ваш процесс их совместного изготовления, так и результат. Еще бы, такие эксклюзивные часы будут только у него. Теперь за дело!

(Сектор 1 – красный, 2 – оранжевый, 3 — желтый, 4 – зеленый, 5 – голубой, 6 – синий, 7 фиолетовый)

Какой день:                              Какой день:                            Какой день:
За понедельником?                Перед понедельником?      Между воскр и вторником?
За вторником?                         Перед вторником?                Между вторн и четвергом?
За средой?                                 Перед средой?                        Между средой и пятницей?
За четвергом?                          Перед четвергом?                  Между четвергом и суббот?
За пятницей?                           Перед пятницей?                   Между пятницей и воскрес?
За субботой?                            Перед субботой?                    Между субботой и понед?

Назови «соседей»:           Назови дни недели           Какой день пропущен?
Понедельника                        по порядку. Начни:         Пятница, воскрес, понед,
(воскрес и вторник)               С четверга                                 Вторник, среда, четверг
Вторника                                   С субботы                                  Суббота, воскрес, понед.,
Среды                                         С понедельника                       Среда, четверг, пятница.
Четверга                                    Со вторника                             Четверг, пятница, суббота
Пятницы                                   С пятницы                                Понед., вторник, среда.
Субботы                                    С воскресенья
Воскресенья                             Со среды

В-третьих, чтобы хорошенько запомнить дни недели, нужно провести аналогии. Например:

— Сколько ноток на строке?           — Семь!
— Сколько красок в радуге?              — Семь!
— Сколько первоклассникам лет?   — Семь!
— Сколько дней в неделе?                 — Семь!  

В-четвертых, совсем нелишним будет обратиться к копилке детских стихотворений А. Барто и др., к примеру «МУХА –ЧИСТЮХА».

Боева Татьяна Алексеевна
учитель-логопед, МБДОУ Краснокаменский д/с № 5 Капелька»
Красноярский край, п. Краснокаменск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *