Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения

Цель:

Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коррекционной работы, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

 

Теоретическая часть

Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ общеразвивающего вида показывает, что примерно 80% детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера.

Довольно часто на фоне недостатков в развитии правильного звукопроизношения наблюдается и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Прослеживается тенденция к уменьшению активного словаря. Иногда можно наблюдать, что ребенку не хватает слов и умения построить свое высказывание.

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать  обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует  артикуляционная гимнастика.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой  дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнет заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на динамические и статические.

Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа.

Темп — это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным — быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Рекомендации  к проведению артикуляционной гимнастики.

  • Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. (Потом зеркало можно убрать.) Постепенно темп упражнений увеличивается.
  • Периодически ребёнку задают наводящие вопросы, например «Где находится язычок?»

Если во время занятий язык ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.

При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал

Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Работа  организуется следующим образом:

  1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении. Показывает его выполнение.
  2. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а воспитатель проверяет правильность выполнения.
  3. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.

Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.

Детям 2 младшей  группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, змейка, часики, качели (динамические упражнения).

В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.

В старшей и подготовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

В старшей группе вводится  понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.

В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим И».

Работа воспитателя по формированию звукопроизно­шения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжи­тельности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:

 

Работа воспитателя и логопеда

Факторы

 

Воспитатель Логопед
Педагогическая цель Стимулирует естественное

появление звуков

 

Преодолевает сложившиеся

нарушения звукопроизношения

 

Формы организации

гимнастики

 

Преобладает фронтальная

форма организации

гимнастики

 

Преобладает индивидуальная

форма организации гимнастики

 

Адресация

упражнений

 

Преобладают

общеразвивающие

упражнения

 

Преобладают специфические

упражнения

 

Характер выполнения

упражнений

 

Преобладают динамические

упражнения

 

Преобладают статические

упражнения

Роль воспитанника в

процессе коррекции

 

Используется активная

артикуляционная гимнастика

 

Используются пассивная,

пассивно-активная и активная

артикуляционная гимнастика

 

Критерии отбора

упражнений

 

учет нормальной

артикуляции вызываемого звука, возможность использования зрительного

контроля со стороны педагога

 

учет нормальной артикуляции

вызываемого звука, учет

конкретной формы (пропуск,

замена, искажение)

нарушения воспитываемого

звука, учет индивидуальных

особенностей и

возможностей ребенка

Нагрузка Умеренная,

доступная для большинства

детей

 

От минимальной до

максимальной

 

Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и  особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для  успешного обучения в школе.

Якубовская Наталья Михайловна
учитель-логопед, МКДОУ детский сад «Солнышко»
Новосибирская область, село Убинское

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.