Дидактическая игра — эффективный метод работы с детьми с ТНР в условиях речевой группы детского сада

Каждый ребенок имеет право быть счастливым. Именно в руках специалистов, педагогов дошкольного учреждения здоровье благополучие, успехи или неуспехи ребенка во взрослой жизни. Медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования подтверждают тенденцию к резкому увеличению числа детей с особенностями развития, в т.ч. с недоразвитием всех компонентов речевой системы, снижением уровня коммуникативной культуры.

Осознавая всю значимость и актуальность проблемы, понимая всю необходимость организации эффективной и своевременной помощи детям, педагогический коллектив в качестве одного из приоритетных направлений работы выбрал коррекцию речевых нарушений у дошкольников. В соответствии с ФГОС коррекционно-воспитательная работа в нашем дошкольном учреждении направлена на создание системы комплексной, индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с особенностями развития. Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса, использование эффективных как традиционных, так и инновационных методов и приемов работы, позволяет обеспечивать 100 всем дошкольникам единые стартовые возможности для успешного обучения в школе. Содержание коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе осуществляется в процессе организации различных видов деятельности. Вспомним, как загораются глаза у малышей, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру». Не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое важное место занимает игра в жизни ребенка. Это не только развлечение, это творческий, вдохновенный труд, это жизнь!!!! В настоящее время в педагогической науке появилось целое направление — игровая педагогика, которая рассматривает игротерапию как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способ коррекции речевых, эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации.

Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. В игре ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Игра удовлетворяет его потребности в общении, познании окружающего мира, активных движениях. Это особенно важно для дошкольников с проблемами речевого развития. У большинства воспитанников с ОНР в психическом облике отмечаются отдельные черты эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Малые неврологические дисфункции проявляются в нарушении регуляции мышечного тонуса артикуляционного аппарата, несформированности кинестетического и динамического праксиса. Также имеются серьезные проблемы психомоторного развития.Идею совмещения игры с другими формами жизни ребенка давно используют дошкольная педагогика,дефектология,логопедия, внося в игру обучающие цели и вводя еѐ в пространство- время регламентированного занятия, т.е. совмещая с обучением. Для совмещенной формы игры и обучения в отечественной педагогике давно используется термин «дидактическая игра». Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача, которая позволяет педагогу добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств, на закрепление знаний, умений, навыков. Обучающая задача скрыта от детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача, которая доводится до них в виде практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия, описать предмет и др.). Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры.Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни).

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование и т. д. Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную задачу и является способом поведения, деятельности. Игра на логопедических занятиях является и методом, и формой обучения дошкольников. Таким образом, развивается возможность детей активно пользоваться речью на положительном эмоциональном фоне.  В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

  • с игрушками и предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать как для формирования основных компонентов речевой системы, так и для развития мыслительных процессов. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.В играх с игрушками и реальными предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх с игрушками педагог может упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отобрать и назвать игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы), или игрушки, необходимые для различных творческих игр (для игры в семью, в больницу). Здесь происходит активизация знаний детей о материале, из которого они сделаны, а также знания о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности. Параллельно решаются задачи расширения, активизации словаря, формирования навыков словообразования и т.д. Настольно-печатные игры очень разнообразны по видам. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Это: подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок, составление рассказовописаний, рассказов по картинке с показом действий, движений. Словесные (речевые) игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: выделяют звук из состава слова, описывают предметы, выделяя характерные их признаки; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. Такие игры направлены на формирование фонематического слуха, автоматизацию и дифференциацию звуков,активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, связной речи. В старшем дошкольном возрасте они особенно важны, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы:

  1. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадайка», «Магазин», «Радио», «Да — нет» и др.
  2. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?»,« Поможем Незнайке» и др.
  3. В третью группу входят игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
  4. В четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др. Очень полезными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы?» или «Что бы я сделал», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы?» или «Что бы я сделал». Систематическое использование дидактических игр и игровых приемов на логопедическом занятии значительно повышает мотивацию воспитанников, способствует повышению эффективности работы специалистов по коррекции речевых нарушений.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М.: Гном — Пресс, 1999. – 80 с.
  2. Гамазкова И.Л. Доскажи словечко. – Дрофа, 2013
  3. Исханова С..В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения: логопедическое пособие.- Коррекционная педагогика. – 2012.– 45 с. URL: http://www.labirint.ru/books/380882/
  4. Игры в логопедической работе с детьми. / Под редакцией Селиверстова В.И. — М.: Просвещение, 2002.
  5. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростовна-Дону: Феникс, 2011. – 221 с.
  6. Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи: пособия для логопедов и родителей. — М., 2010.
  7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 2011.

Пилипенко Олеся Юрьевна, Коврова Наиля Наильевна
учителя-логопеды, МБ ДОУ «Детский сад № 102»
г. Новокузнецк, Кемеровская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *