Дифференциация звуков Ль — Рь в слогах, словах, словосочетаниях (на материале лексической темы: «Осень. Деревья»)

Конспект  индивидуально – подгруппового логопедического занятия

Вид занятия: открытие нового знания.
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР – 3р.ур.
Возраст детей: 6-7 лет – подготовительная группа
Тема: Звуки Ль — Рь
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Цель: Дифференциация звуков Ль  — Рь в слогах, словах и словосочетаниях.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать умение различать звуки Ль — Рь по акустическим признакам;
  • Формировать умение различать звуки Ль — Рь по  артикуляционным признакам;
  • закрепить произношение звука Ль — Рь – в слогах, словах и словосочетаниях.
  • формирование навыка звукового анализа слова со звуком Ль, Рь

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение кодировать и декодировать информацию,
  • продолжить развивать зрительное и слуховое внимание и мышление,
  • совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа слов;
  • развивать речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и мелкую моторику.
  • совершенствовать навыки словоизменения и словообразования.

Коррекционно-воспитательные:

  • продолжать формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
  • формировать умение бережного отношения к природе.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах и делать анализ слова,  на слух дифференцировать звуки, развита крупная и мелкая моторика, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

 

Оборудование:

Ход занятия:

I. Создания мотивационного поля (организационный момент).

Дети с логопедом  встают около стола и приветствуют друг друга.

  1. Приветствие

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся
–Утро доброе начнётся.
–ДОБРОЕ УТРО!!

Введение в игровую ситуацию (приложение 1)

Логопед. Ребята, какое сейчас время года? – (приметы  — признаки).
Что происходит  с природой осенью,  назовите признаки осени –
Верно, деревья стали нарядными, листья поменяли цвет, наступил — листопад
— Какие названия деревьев Вы знаете? (и.т.д.)
— Сегодня подул ветер и открыл окно, и занёс в кабинет различные листочки  от разных деревьев. Посмотрите, на столе лежат листочки.
— А вы знаете от каких деревьев эти листья? Давайте угадаем.

Логопед берёт один листочек (на обороте листочка – загадка,  и загадывает загадку детям) Дети отгадывают.

II. Актуализация знаний.

1. Интеллектуальная разминка. (приложение 2)

Логопед: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадаете,  о каком дереве идет речь?
И отгадки (названия деревья – разобьете на слоги)

Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
(Рябина) – 3 слога 

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёза) – 3 слога 

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист — ладошкой,
С длинной ножкой.
(Клён) – 1 слог 

В парках дерево растёт,
Аромат, когда цветёт.
От простуды и при хрипах
Что поможет? Цветы – …
(Липа) – 2 слога 

Когда будет лето
В полном разгаре,
Нам дерево это
«Снежинки» подарит.
(Тополь) – 2 слога

 Логопед: Ребята, какие  звуки  чаще всего вы слышали в названиях деревьях. (логопед проговаривает слова – отгадки с акцентом: РЯБИНА – БЕРЁЗА – звук Рь, а в словах КЛЁН – ЛИПА – ТОПОЛЬ – звук Ль).
Догадались,  с какими звуками  мы сегодня будем играть? Дети: Со звуками: Ль — Рь
Мы сегодня продолжаем выделять и произносить слова со звуками Ль/Рь.
— Что мы знаем об этих звуках (согласные, мягкие, изображается зелёным цветом)

2. Дыхательная гимнастика.( с использованием деревянного пособия «Ветерок»

«Дует ветерок». (Вдыхаем через рот —  и выдыхаем через нос)
Осень дарит листопад,
Разноцветные листочки
На полянке много их,
Вы посмотрите –ка на них,
Как много листьев здесь резных,
Надо ветру помогать,
Тоже будем поддувать,
Носом воздух набираем,
Через ротик выпускаем.

3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики ( с использованием биоэнерго-пирамиды) для звуков Ль, Рь

_Улыбка – блинчик/лопаточка — качели – вкусное варенье, индюк – парус – лошадка   — дятел – моторчик.

Логопед:

—  К нам на занятие залетел листочек:
« Легкий, воздушный, ветерку послушный»
Этот листочек очень веселый. Улыбнитесь ему в ответ. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (качели), качает вправо – влево (часики).  А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (облизать губы), листочек полетел в лес и на дереве встретил дятла(Д-Д-Д).

4. Произнесение слогов, слов, словосочетаний .

А) Слоги со звуками

Ля – Ря, Лё – Рё, Лю – Рю, Ли – Ри,  Ле – Ре
али – ари,  оле – оре, улю – урю,  ыля — ыря
кли — кри , гле – гре,  дли – дри, глю – грю, флё – фрё для — дря

Б) Слова со звуком Ль, Рь (с использованием пособия  кинезио-куб: выполняет параллельно со словами кинезиологическое упражнение «топор – дрова»).

Лёва — рёва,  лис – рис,  лиф – риф, лечь – речь,  лепка – репка, лейка – рейка
шалить – шарить, валить – варить,  Валя – Варя,  малина – Марина, Юлик – Юрик, солить – сорить, жалить – жарить, палить – парить, блик – бриг, шаль — шарь уголь — угорь жаль – жарь.

В) Чистоговорки со звуками Ль, Рь (кинез.упр: кулак-ребро-ладонь)

ли, ли, ли — у липы липкие листы
ри, ри, ри — на рябину посмотри
ря, ря, ря — далекие моря
ля, ля, ля — зеленые поля
ре, ре, ре — метели в январе
ле, ле, ле — катались на осле
рю, рю, рю — репу я варю
лю, лю, лю — я бревно пилю

Г) Потешка со звуком Рь, Ль.

Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики клёна
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.

Д) Составление предложений по мнемотаблице. Звук Ль, Рь

*

Соль в солонке,
а масло в масленке

*

Посмотрите на Иринку –
ест Иринка мандаринку

 

5. «Речь + движение (физ.минутка) : «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

 

III. Самостоятельное применение знаний на практике.

  • Давайте украсим листочками волшебное дерево. Каждый берёт листочек и проговаривает: Я украшая дерево – кленовым/берёзовым/липовым/рябиновым/тополиным красным/жёлтым/оранжевым/коричневым листочком.

(дети украшают силуэт дерева из листочков, лежащих у каждого на подносе).

Пример: Я украшаю дерево берёзовым оранжевым листочком.

Логопед: из каких частей состоит дерево ( корни, ствол, ветки, листья, крона)

 

  1. Дидактические игры: «Я ВСЁ ЗНАЮ» (работаем по цепочке – передавая на каждый ответ мячик)

А)    К нам пришла осень? (отработка падежных окончаний с использованием слова осень).

Мы ждали … (осень)
Долго не было…(осени)
Мы рады…(осени)
Мы одеваемся тепло…(осенью)
Мы поем песни об…(осени)
Мы любим …(осень)

Инструкция: Ребенку задается вопрос, и его ответ записывается в тетрадь.

Б)    Д/И «С какой ветки детка?» (образование относительных прилагательных)

НАПРИМЕР: Лист клена. Лист какой? – Кленовый.
Лист березы. Лист какой? — …
Лист рябины. Лист какой?-…
Лист тополя. Лист какой? — …

В) Д/И «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательной формы существительных).

Лист -…                            Береза -…                                Ветка-…
Дуб -…                             Дерево -…                               Рябина ……

Г)    Д/И : «сосчитай до 5-ти»

1 берёзовый листочек, 2 берёзовых листочка, 3, 4 и 5 берёзовых листочков.
1,2,3,4,5 — Рябиновый листочек.
1,2,3,4,5 — Кленовый листочек,
1,2,3,4,5 — Тополиный листочек

Логопед: Ребята, посмотрите в окно.

Осень листья рассыпает,
В золотую стаю.
Не простые – золотые,
Я листы считаю.
Залетело на крыльцо,
Золотое письмецо.
Я сижу – читаю,
Загадки называю.

  • Логопед: прилетела листочек не простой, а волшебная. И у этого листочка есть своё название, давайте вместе с вами отгадаем, от какого дерева сорвался и улетел этот листик?

Слово спряталось ребята,
слово спряталось и ждёт,
пусть найдут меня ребята,
ну-ка кто меня найдет!

Использование деревянного пособия «ЛОГОДОМИК»

Логопед:  Перед детьми лежат последовательно картинки : Лев – игла – паровоз автобус , дети отгадывают по 1 звуком в словах, и данный звук/букву, ищут среди других представленных букв – нужную букву и найденную букву вставляем в 1/2/3/4 окошечко под каждой картинкой. /Л И П А   /

Слово – ЛЕВ
Слово —   ИГОЛКА
Слово —  ПАРОВОЗ
Слово — АВТОБУС

 

Л

И

П

А

Логопед: Какое слово получилось?

Делаем анализ слова!

Логопед: Прилетел листочек с дерева, которое называется?….Ответ детей:  ЛИПА

 

IV. Рефлексия.

– О чём мы сегодня говорили
Логопед: Давайте тогда и проверим ребята, как вы усвоили тему! – посмотрите на рисунок — дерево,  из каких частей состоит дерево, как называется явление в природе, когда опадают листья (листопад), и перечислим названия деревьев/листья.
— что понравилось на занятии;
— какое задание было лёгким;
— какое задание было трудным;
— отметить успехи ребёнка в отработке нарушенных звуков.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

         

 

БЕРЁЗОВЫЙ

КЛЕНОВЫЙ

ЛИПОВЫЙ

РЯБИНОВЫЙ

ТОПОЛИНЫЙ

Сергеева Лариса Владимировна
учитель — логопед, д/с №45
г. Томск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.