Дисграфия. Диагностика и коррекция
Аннотация
Работая в городской психолого-медико-педагогической комиссии, я часто сталкиваюсь с такой распространенной проблемой у школьников, причем не только младшего, но и среднего звена, как дислексия и дисграфия. На письме и чтении базируется весь процесс обучения, поэтому данные нарушения сильно мешают детям осваивать программу, делают их «неуспешными» и навлекают на них недовольство учителей и родителей. Таких детей считают ленивыми, невнимательными, рассеянными. И вместо помощи эти ученики часто видят лишь порицание, что не способствует их уверенности в себе и лишает желания учиться.
Учитывая актуальность и остроту этой проблемы и видя, сколько детей с дислексией и дисграфией прошли передо мной за учебный год, я не могла не заинтересоваться этим вопросом. Я изучала теоретические исследования в этой области и осуществляла практическую работу с детьми-дисграфиками. Результаты моей работы я хотела бы изложить в статье, которая, смею надеяться, может помочь родителям, столкнувшимся с этой проблемой, а также педагогам, работающим с детьми-дисграфиками.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма, неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном интеллекте. Этиология дисграфии может быть различна. Нарушения могут быть связаны с недосформированностью отдельных участков головного мозга либо с несформированностью психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи. Чтобы ребенок писал правильно, необходимо:
- хорошее межполушарное взаимодействие, т.е. услышать звук и соотнести с соответствующей буквой;
- акустическое восприятие и звуко-буквенный анализ, большое значение имеют сформированность фонематического слуха и хороший объем слухового восприятия;
- хорошая артикуляция;
- зрительное восприятие и пространственные представления (иначе ребенок будет зеркалить буквы на письме, путать буквы, близкие по написанию, не соблюдать строку, также будет страдать почерк);
- сформированные механизмы переключения с буквы на букву, со слога на слог, со слова на слово (иначе ребенок будет застревать на одной букве, обводить ее по несколько раз, писать лишние элементы);
- достаточный уровень саморегуляции;
- зрительно-моторная координация, а также хороший уровень внимания, мышления и кратковременной памяти.
Как понять, что у ребенка наблюдается нарушение письма и он нуждается в квалифицированной помощи специалиста? Надо внимательно изучить ошибки, которые ребенок допускает в тетради:
- пропуски букв;
- повторение одной и той же буквы;
- замена букв;
- недописывание букв, слов, перестановка слогов;
- ошибки в ударных слогах;
- зеркальное написание букв;
- отсутствие точки в конце предложения и потеря заглавной буквы в его начале;
- трудности в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова;
- «корявый почерк» (сползание букв со строки, разные по высоте и ширине буквы, различный наклон).
Если вы обнаружили эти признаки на письме своего ребенка, то необходима помощь логопеда.
Как логопед может диагностировать дисграфию? Необходимо комплексное обследование. Для обследования устной и письменной речи логопед может воспользоваться любым диагностическим пособием по логопедии. Словарь ребенка, его звукопроизношение, уровень сформированности фонематического восприятия можно проверить с помощью предметных картинок. Для проверки зрительного восприятия покажите ребенку рисунки с наложенными друг на друга или недорисованными предметами. Чтобы проверить сформированность пространственных представлений, просим срисовать фигуру Тейлора, а детям до 7 лет – серию фигур Денманна. Чтобы проверить степень концентрации и внимания, даются такие корректурные пробы:
швараплопрждлезнщгшждбрвдлнщугнуопдшнщшн
длугрыулкнгушнщшэдвдмрагнещцшугншопдылаэ
тбмьчрпыгфжушкнегйщдопоарплрцгкхйщйдоршщ
плонещцоабтмяьсфлвоарпщцшгкейшкопоаврпщге
щясьмтолыапрцзщеггкнедулажпкгнещшгейшуоплж
фджпорущшкнеуолюбтиьтюябьжудлрвотифцдорл
сждвщшкнулатиюясьмнрпцгхйшэцлтриыаэшешнд
нжвдпкшневлптитфдулкнпфждлаитмтифждлрзлп
Буквы набраны в произвольном порядке, первая часть текста – традиционный шрифт, вторая – курсив. Примерное задание: вычеркни все буквы Н, а с середины, где меняется шрифт, — все буквы Т. Если ребенок пропустил 2-4 буквы – это хороший результат, 5-7 – возможно, у него есть проблемы, 8-9 – нужно обязательно с этим поработать. Также нам хорошо помогут как в диагностике, так и в дальнейшей работе таблицы Шульте. Необходимо будет еще определить латерацию ребенка и способность ориентироваться в собственном теле: сцепить руки в замок, скрестить их на груди, нарисовать пальцем круг на столе и т.д.
Перед тем, как перейти к вопросам коррекции, мне бы хотелось заострить ваше внимание на такой проблеме, как неготовность многих детей к усвоению знаний. Овладение письмом и чтением требует сбалансированной работы всего мозга. Мозг многих детей не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и т.д. Совет побольше читать и писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины. Они заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот слишком активен. Лень, невнимательность, немотивированность на учебу является результатом «поломки» механизмов мозга. Эти механизмы обеспечивают связь мозга с телом и управление движениями. Мозг таких «неуспешных» детей не умеет эффективно извлекать, перерабатывать и усваивать информацию, поступающую извне. Эту ситуацию можно изменить к лучшему, если ребенку вовремя оказать правильную нейропсихологическую помощь, поэтому в логопедической практике я использую элементы нейропсихологической коррекции.
Примерные нейропсихологические упражнения при коррекции дисграфии:
- Дыхательные упражнения:
- лежа на спине, руки вдоль тела: вдох носом – выдох ртом, на вдохе живот надувается, на выдохе сдувается;
- в том же положении: вдох – задержать дыхание – выдох – задержать дыхание, можно заменять хлопками.
- Общая моторика:
- канатоходец»: ребенок идет по прямой линии, приставляя пятку к носку, потом ставя ноги крест-накрест;
- «кузнецы и сенокосы»: дети складывают руки так, будто в руках у них молот, и «куют железо», затем представляют, что у них в руках коса и «косят траву»;
- ходят с предметом на голове;
- игры с мячом: взрослый бросает ребенку мяч в руки, снизу, сверху, прямо, чуть влево, чуть вправо, чуть ниже, чуть выше; взрослый катает мяч ребенку, сидя на полу, затем ребенок убирает правую руку за спину и катает только левой, потом только правой; ребенок и взрослый катают друг другу одновременно маленькие мячи, которые не должны сталкиваться; ребенок и взрослый перекидывают друг другу теннисные мячи из рук в руки.
- Мелкая моторика:
- раскрыть левую ладонь и положить в нее правый кулак, поменять положение – в раскрытую правую ладонь положить левый кулак;
- согнуть указательные пальцы и сцепить их в замок, повторить со средними, с безымянными и с мизинцами;
- предплечья лежат на столе, одну ладонь переворачивать вверх, вторую одновременно с этим вниз, чередовать положения;
- «кулак – ребро — ладонь».
- Упражнения для глаз:
- ребенок лежит на спине и следит глазами за яркой точкой на конце ручки, она останавливается в крайних положениях на трех уровнях (на расстоянии вытянутой руки, согнутой в локте руки и у переносицы);
- ребенок в том же положении, взрослый поднимает предмет над переносицей ребенка на расстоянии его вытянутой руки, а затем опускает прямо к его носу, ребенок следит глазами за предметом;
- рот у ребенка открыт, язык высунут и двигается в противоположную от глаз сторону, а взрослый рисует ярким предметом в воздухе «крест» на трех уровнях (на расстоянии вытянутой руки, согнутой в локте руки и у переносицы).
- Графические задания:
Поделить лист пополам и обеими руками одновременно рисовать разные геометрические фигуры (например, круг и квадрат). Нарисовав их, ребенок обводит фигуры, не отрывая руки и стараясь не отклоняться от контура, в разных направлениях. Ребенок начинает по команде «начали» и заканчивает по команде «стоп». Необходимо поставить черточку в начале рисования фигуры, при прохождении этой черточки ребенок должен цокать языком, топать ногой или говорить «та».
Это в основном знакомые всем логопедам упражнения, которые они так или иначе используют в своей деятельности.
Переходя непосредственно к логопедической коррекции дисграфии, останавлюсь вначале на выборе канцелярских принадлежностей для детей-дисграфиков. Ручки и карандаши лучше выбирать «пупырчатые» и трехгранные для лучшего захвата и массажа подушечек пальцев. Полезно писать перьевыми ручками. Они формируют правильное положение руки при письме.
Для занятий потребуется тетрадь в клеточку. Ежедневно ребенку необходимо переписывать в тетрадь небольшой текст (для начала 1 – 2 строчки). Пишем по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку целиком.
Все, что ребенок пишет, он должен проговаривать вслух, причем проговаривание должно быть побуквенное, а не послоговое (М-О-Л-О-К-О). Желательно выделять те буквы, в написании которых ребенок ошибается.
Чтение должно быть орфографическим: читать так, как написано (МО-ЛО-КО, ЗО-ЛО-ТО-ГО, ЧТО).
Не нужно предлагать детям упражнения, в которых требуется исправить допущенные ошибки. Неправильное написание может закрепиться в памяти.
Нет смысла заставлять ребенка переписывать по многу раз задания. Если упражнение большое, разбиваем его на части.
Тренировка речевого слуха ведется путем повторения слов, скороговорок, подбора слов к заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Очень полезно использовать игровой и наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв (ж – похожа на жука, о – баранку, с – полумесяц и т.д.).
Обязательна работа со словарными словами!
Несколько упражнений, которые помогут в борьбе с дисграфией.
- Найти слова и записать их через запятую:
КИТКУКЛАКУРИЦАКОЗА
- Вставить пропущенные буквы в слово, во фразу, в текст.
- «Филворд»: например, найди и подчеркни названия птиц, читая буквы по горизонтали и по вертикали.
С | Т | Р | И | Ж | Г | Р | А | Ч |
Ч | С | В | О | Р | О | Б | Е | Й |
А | О | В | О | Р | О | Н | А | С |
Й | Й | С | О | Р | О | К | А | Ы |
К | К | И | В | О | Л | Г | А | Ч |
- Тексты без заглавных букв и точек (найти границы предложений, поставить точку и заглавную букву).
- «Морской бой»: прочитать шифр и написать слова.
А | Б | Г | Д | |
1 | фар | мо | ток | сун |
2 | тер | дук | ра | тюг |
3 | ло | у | тук | ка |
4 | куш | сви | об | руч |
А1Г3 – (фартук) Г2А4Д3 – (ракушка)
Д1Б2 — (сундук) Б3Д2 – (утюг)
Г4Д4 — (обруч) Б4А2 – (свитер)
- Различные игры со словами:
- вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложение (Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.);
- вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа:
Смь рз тмрь – дн рз тржь. е а ое ои а ое
- расшифруй глаголы (п — 2, т — 3): с2е3ь, 3о23а3ь, ки2я3и3ь;
- читаем только черные буквы: кноотта; читаем от самой большой к самой маленькой: ксанта; от самой маленькой к самой большой: окт.
- «Корректурная правка»: нужна книжка с крупным шрифтом, ребенок зачеркивает, подчеркивает, обводит заданные буквы в тексте, задание от простого к сложному.
- Чтение «вверх ногами»: текст переворачиваем и предлагаем ребенку прочитать.
- Лабиринты.
- Диктанты. Диктуем медленно. Текст сначала прочитываем целиком. Объясняем вместе орфограммы. Затем диктуем первое предложение, объясняем запятые. Проговариваем слова со сложными орфограммами. Затем диктуем предложение по частям и записываем с побуквенным проговариванием вслух.
Несколько рекомендаций по проведению занятий.
- Продолжительность занятия 30 -35 минут.
- Тщательно подберите канцелярские принадлежности.
- Во время занятий избегайте отрицательных оценок при неудачах ребенка, хвалите чаще.
- Если занятие оказалось слишком трудным, отложите, потом можно вернуться.
- Разработайте систему поощрений, пусть ребенок и сам себя оценивает.
- Заниматься нужно до тех пор, пока специфические ошибки не исчезнут из письменных работ ребенка.
- Работа должна вестись от простого к сложному, скорость письма и чтения должна постепенно увеличиваться.
В заключение хочу сказать, что истоки дисграфии уходят в дошкольный период обучения ребенка и именно тогда и должна начинаться работа по профилактике дисграфии. Ведь профилактика проще и эффективнее коррекции. По мнению ученых и моему глубокому убеждению, без тесного сотрудничества учителя, логопеда и родителей успех в коррекции недостижим. Мой опыт работы в данной области убедил меня в том, что «не боги горшки обжигают» и «дорогу осилит идущий». Если занятия проводятся систематично, продуманно и все участники процесса правильно мотивированы, то результаты обязательно будут!
Желаю успеха Вам и Вашим детям!
Сухова Дина Александровна
учитель-логопед, МБУ ПМПК
г. Рязань, Рязанская область