Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченной возможностью здоровья

«Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку»

М. Т. Цицерон

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются в нашей помощи. Согласно закону «Об образовании Российской Федерации» дети, которые имеют проблемы в развитии, так же имеют равные со всеми права на образование. Это дети, имеющие различные отклонения физического или психического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наше дошкольное учреждение посещают различные категории детей с ОВЗ. А именно, это дети с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Обучение детей с ТНР строится с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, для которых характерны ограниченность знаний, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности.

В работе выделяю следующие условия для проведения занятий с детьми с ОВЗ:

  • у таких детей замедленный темп обучения и воспитания;
  • привлечение дошкольников к предметно-практической деятельности;
  • опора на возможности и способности каждого ребенка.

Коррекционная работа с детьми с ТНР в нашем дошкольном образовательном учреждении проводится по специальным методикам, с использованием разнообразных форм и методов. Чтобы заинтересовать детей активно использую в своей работе нестандартные подходы. Важнейшим в своей повседневной работе считаю является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ТНР очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать нарушения в речи детей, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка, физические и творческие способности. С этой целью в работе применяю различные нетрадиционные направления:

  1. Развитие артикуляционной моторики дошкольников:
  • использование дидактических кукол «Царевна лягушка», «Радужная собачка»;
  • с биоэнергопластикой (сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата) синхронизирует работы полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь;
  • упражнения с бусиной, баранкой и ложками.
  1. Манкография помогает развивать речевые навыки, тактильную чувствительность и укрепляет мелкую моторику рук детей, поэтому применяю ее в различных направлениях коррекционной работы:
  • автоматизация различных звуков;
  • сопряженная гимнастика пальцев рук и языка;
  • дыхательная гимнастика;
  • развитие фонематического слуха ребенка;
  • формирование слоговой структуры слова;
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • развитие связной речи детей.
  1. Коррекционно-развивающая работа с применением нейропсихологических приемов помогают достичь хороших результатов в коррекционной работе с детьми. Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка, то происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении. Самым лучшим методом развития межполушарного взаимодействия является наука – кинезиология. Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность дошкольников, синхронизируют работу полушарий, что способствует достичь хороших результатов в коррекции речи ребенка.
  2. При нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ применяю логопедический массаж. Спокойные движения способствуют расслаблению, помогают ребенку успокоиться, а ритмичные приемы помогают получить заряд бодрости и энергии.
  3. Музыкотерапия способна корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии детей. На своих занятиях с дошкольниками очень часто использую следующие виды упражнений:
  • прослушивание музыкальных произведений;
  • прослушивание голосов природы, птиц, животных и т.д.
  • выполнение логоритмичных движений под музыку.
  1. Одним из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста является сказкотерапия. Этот метод знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

Кроме нетрадиционных методов работы с детьми, так же важно применять и традиционные технологии обучения, которые стимулируют развитие речи дошкольников.

Огромную роль в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровьесберегающие технологии. Очень важно рационально организовать коррекционную деятельность с детьми с ТНР, так как это позволяет не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.

Таким образом, используя эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ТНР, мы сможем решить ряд задач:

  • повысить речевую активность детей;
  • улучшить речевые умения и навыки;
  • восстановить работоспособность на занятии;
  • развивать концентрацию внимания;
  • укрепить здоровье детей,  что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

Воспитание и обучение детей – это интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения и трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два.

В завершении статьи хотелось бы напомнить слова Ф.М. Достоевского: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Размышляя над этим высказыванием понимаю, что педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, как никто другой умеют любить «черненьких».

  

Список использованной литературы

  1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения//Педагогическое образование и наука- 2012. — № 11. C. 98-102.
  2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание. — 2014. — №1. — С. 114-117.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте – М., 2011.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии — СПб, 2000.
  5. Интернет-ресурсы: http://logoportal.ru/statya-18116.html;
  6. Интернет-ресурсы: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/effektivnyie_sredstva,_formyi_i_innovaczionnyie_metodyi_rabotyi_s_detmi_s_ogranichennyimi_vozmozhnostyami_zdorovya/.

Саетова Анастасия Петровна
учитель-логопед, МАДОУ Детский сад №61
г. Уфа, РБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.