Формирование фонематического восприятия у дошкольников
У некоторых детей младшего школьного возраста можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, искажение написания слов, обозначение мягкости на письме, замена звонких звуков глухими, шипящих – свистящими … Все эти ошибки происходят из-за недостаточно сформированного фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Если своевременно выявить эти нарушения и провести с ними коррекционную работу, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы обучения.
Еще лучше если родители будут заниматься со своим ребенком в дошкольном возрасте и отводят ведущее место формированию фонематического восприятия, т.е способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Тем более многие исследователи подтверждают, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи (в норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей 4-5 годам), в том числе слоговой структуры слов (в речи ребенка до 3-х лет имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, т.е структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально) Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет неправильно произносит некоторые звуки и произносит писось (пылесос), анга (нога) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и звукопроизношения и в таком случае малышу требуется помощь.
Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом.
Развитие фонематического восприятия родителям необходимо начать с самого раннего возраста на материале неречевых звуков, т.е следует постоянно учить детей послушать, узнавать и различать различные звуки, задавая вопросы: что шумит за окном? (деревья), что гудит? (машина),учить определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, зала и т.д.
Так же можно расставлять перед ребенком несколько предметов (или озвученных игрушек) и манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), предлагать внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем ребенок стоит спиной к столу, а родитель просит отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы и игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков.
Так же обучать детей различению на слух длительности, темпа, громкости, высоты, количества, слитных и прерывистых звучаний, музыкальных ритмов, голосов птиц и животных, по определению направления источника звука.
Далее следует ребенка учить различать слова, близкие по звуковому составу (бак-бок-бык, сук-лук-жук-тук-бук, майка-чайка-зайка-сайка-шайка-гайка).
Обязательно вести систематическую работу по способности к воспроизведению сочетаний гласных звуков (АУИ, УОИА и пр), слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ША-ШО-ШУ, СЫ-СУ-СА), слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ЗА-ЖА-ЗА, ШУ-СУ-ШУ), слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, БУ-ПУ), слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (ДА-ДЯ, ПЫ-ПИ, СУ-СЮ).
Постепенно дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Также следует ребенка различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных, а затем проводится работа по дифференциации согласных фонем.
Далее родитель постоянно должен обучать ребенка определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками дву- и трехсложные слова и вести работу по развитию у ребенка навыков элементарного звукового анализа. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный (кот, паук, куст и т. д) с постепенным переходом на развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).
Такие упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.
Самматова Танзифа Газизьяновна