Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Цель наглядного моделирования: обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний.

Задачи, решаемые средствами наглядного моделирования:

  1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:
    • понимать обобщающие слова;
    • понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
    • понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
    • понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
    • понимать количественные числительные.
  2. 2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:
    • развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам.
    • развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
  3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
    • развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке.
  4. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования.
  5. Учить строить предложения разной структуры:
    • развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;
    • развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Основные виды моделей:
Пиктограммы
Силуэтные изображения
Схемы
Условные обозначения
Чертежи
Мнемотаблицы

Примененяя наглядное моделирование по формированию лексико-грамматических представлений у детей, способствуем:

  • систематизированному усвоению и запоминанию;
  • повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений и др.

Используемые наглядные модели могут включать:

  1. Стилизованные изображения реальных предметов.
  2. Символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложения).
  3. Схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов (схемы описательных рассказов).

Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели. Так, например, в процессе заданий и игр закрепляется понимание детьми значения глаголов (игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам»), развивается понимание категорий рода у прилагательных (игра «Какие это фрукты?»), уточняется смысл логико-грамматических конструкций, включающих субъект действия, объект действия и предикат (задание «Исправь ошибку») и др.

Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане. Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования.

Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях и в разных видах деятельности.

Мнемотаблица «Сказки»
Цель: «Обучение пересказу, составлению связного текста»
Материал: плакат – таблица с изображение сказок.
Инструкция: «Расскажи сказку, используя изображения»
Ход выполнения задания: Педагог просит ребенка рассказать сказку, используя наглядную опору в виде мнемотаблицы.

Игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам»
Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.
Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.
Инструкция: «Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т. п.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т. п.)?».
Ход выполнения задания: Педагог предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на вопросы.

Игра «Исправь ошибку»
Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.
Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др.), карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).
Инструкция: «Смотри и слушай внимательно: «Рыба поймала мальчика». Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась».
Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.

Игра «Вкусный сок»
Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.
Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока), вокруг него — изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).
Инструкция: «Я люблю яблочный сок. А ты?».
Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

Игра «Что на дереве»
Цель: «Практическое усвоение детьми согласования числительного с существительным с верными падежными окончаниями.
Материал: картонное дерево по временам года, вязаные предметы (яблоки, листочки, цветочки, снежинки).
Инструкция: «Повесь на дерево по одному яблоку»
Ход выполнения задания: Педагог, указывая нужное время года, предлагает детям повесить на дерево предметы по сезону, при этом их пересчитывая: «На дереве растет одно яблоко, два яблока, три яблока…..»

Игра «Найди маму»
Цель: «Практическое усвоение детьми названий животных и их детенышей»
Материалы: предметные картинки с изображением животных и их детенышей.
Инструкция: « Найди маму каждому животному»
Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям подобрать к каждому животному детенышей, при этом проговаривая: «у кошки – котята…»

Игра «Живое — неживое»
Цель: «Научить детей отличать предметы неживого происхождения от живых организмов»
Материалы: картинки в виде таблицы с изображением живых и неживых предметов, маленькие картинки с изображением этих же предметов.
Инструкция: «Разложи карточки по местам»
Ход выполнения задания: Педагог просит детей разложить карточки с изображением живых существ на таблице «живое», а неживых на таблице «неживое», при этом задавая вопросы: Кто? Что?

Игра «Кто как кричит»
Цель: «Активизация и обогащение пассивного и активного словаря»
Материалы: картинки с изображением животных, картинки на прищепках с изображением еды для каждого животного.
Инструкция: «Изобрази, как кричит каждое животное»
Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям изобразить, как кричат животные и подобрать прищепку с едой для каждого.

Игра «Где что можно делать»
Цель: «Активизация и обогащение глагольного словаря»
Материалы: сюжетные картинки с изображением парка, речки, детского сада, леса и т. д.
Инструкция: « Расскажи, что можно делать в магазине, парке…»
Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям рассказать, что можно делать в определенном месте, а что нельзя.

Игра «Умный кубик»
Цель: «Активизация и обогащение словаря существительных»
Материалы: кубики, на каждой из граней которых изображены предметы в соответствии с лексической темой.
Инструкция: «Аккуратно брось кубик и расскажи, какая картинка выпала»
Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям по очереди бросать кубик, называя при этом картинку, которая выпала.

Игра «Образуй слово»
Цель: «Научить детей правильно образовывать слова»
Материалы: картинки для индивидуальной и подгрупповой работы.
Инструкция: «Назови, что изображено на картинке и подумай, из каких двух слов состоит название этой картинки»
Ход выполнения задания: Педагог показывает детям картинки с изображением самоката, ледокола, паровоза, самовара и др. и просит назвать, из каких слов они образованы – сам варит самовар, лед колит ледокол и т.д.

Игра «Кто что делает. Профессии»
Цель: «Активизация и обогащение словаря существительных, глаголов в творительном и предложном падежах»
Материалы: пазлы с изображением профессий и предметов, которые используются в этих профессиях.
Инструкция: «Составь правильно пазл»
Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям собрать пазлы в соответствии с тем, какими предметами пользуется представитель данной профессии: врачу для работы нужны таблетки, уколы, микстуры и т.д.

Игра «Что лишнее»
Цель: «Активизация глагольного словаря с использованием падежных окончаний»
Материалы: картинки с изображением представителей разных профессий и предметов, нужных либо ненужных в данной профессии, пуговицы.
Инструкция: « Закрой пуговицей то, что ненужно для этой профессии»
Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям разложить пуговицы на ненужные предметы, при этом проговаривая: «пожарный пользуется пожарной машиной, огнетушителем, пожарным щитом, а не пользуется штурвалом и подзорной трубой».

Игра «Найди гнома»
Цель: «Отработка правильного употребления предлогов»
Материалы: сюжетные картинки с изображением гнома в разных положениях.
Инструкция: «Расскажи, где находится гном»
Ход выполнения задания: Педагог, показывая картинки, просит детей рассказать, где находится гном: под листом, над листом, за грибом и т.д.

Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними.

И в заключении представляем вашему вниманию фрагмент занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей логопедической группы.

Рыжкова Екатерина Евгеньевна
учитель-логопед МОАУ «СОШ № 24 г. Орска»
г. Орск, Оренбургской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *