Развитие и совершенствование связной речи дошкольников через приобщение их к художественной литературе

Актуальность проекта

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем  дошкольном учреждении  речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это  полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.  К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Так же остро стоит вопрос и о проблеме чтения в нашей стране. Существенно снижен интерес к чтению художественной литературы у подрастающего поколения. Конечно же, наш век – это век развития компьютерных и других технологий, но все же книга и мир мультимедийного формата в жизни ребенка должны существовать параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Ведь дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные и культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей нашей страны. Огромный вклад в становлении внутреннего мира ребенка, воспитании его созидательного начала вносит чтение художественной литературы, так как в процессе общения с книгой ребенок учится думать, анализировать, сопереживать героям, устанавливать связи своего опыта с опытом других. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности и конечно же развивается его связная речь.

Как приобщить ребенка к чтению?
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Вид проекта: познавательно — игровой, творческий.

Цель проекта: совершенствование связной речи дошкольников, формирование устойчивого интереса к художественной литературе, развитие литературности речи и желания поддерживать традиции семейного чтения.

Участники проекта: дети логопедической группы, воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Задачи проекта

  • познакомить детей с историей создания сказок;
  • развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;
  • развивать связную речь;
  • развивать мышление, внимание, память, воображение;
  • воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
  • воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;
  • повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями – сказками.

Ожидаемый результат:

  • повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
  • целостное воздействие на речевую систему;
  • речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
  • Повышение интереса детей к чтению и художественной литературы.
  • Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
  • Возрождение традиции домашнего чтения.

Формы и методы работы:

  • НОД;
  • Индивидуально-подгрупповая работа;
  • игры-драматизации;
  • театрализованные игры с использованием пальчикового и перчаточного театров;
  • выставки рисунков и поделок;
  • просмотр мультфильмов по темам с последующими беседами;
  • просмотр презентаций;
  • подвижные и настольно-печатные игры по темам;
  • консультации для родителей.

Сроки реализации проекта: октябрь 2017 г. — май 2018 г.

Программа мероприятий по реализации проекта

1 Этап Организационный: 

  • Определение темы и актуальности проекта.
  • Формулировка цели и разбивка на веер задач.
  • Анкетирование родителей на тему «Ребенок и книга».
  • Опрос детей, с какими авторами и произведениями они знакомы.
  • Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
  • Поиск мотивации к активной реализации проекта.
  • Ознакомление родителей с целями и задачами проекта на родительском собрании (с приложением списка рекомендуемой литературы для детского чтения дома).

2 Этап Практический:

  • Создание книжного уголка в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Проведение занятия с использованием презентации «Как создается книга»;
  • Ежедневное чтение сказок и обсуждение с детьми прочитанного;
  • Зарисовка на тему прочитанных произведений;
  • Лепка и аппликация по мотивам сказок;
  • Беседы «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги»;
  • Совместное изготовление с детьми книг «Теремок» и «Капелька»;
  • Театрализованная деятельность по мотиву сказки «Зимовье зверей».
  • Изготовление папок-передвижек, консультирующих родителей о пользе литературного чтения.

3 Этап Заключительный.

  • Подведение итогов в виде обобщающего занятия по темам.
  • Оформление стенда группы с детскими рисунками, поделками.
  • Демонстрация открытого занятия с использованием театрализации сказки родителям на собрании.
  • Пополнение книжного уголка и уголка театрализации художественной литературой и материалами.
  • Изготовление совместно с родителями сборной книги.
  • Организация на участке сказочного уголка совместными силами педагогов и родителей.

 Перспективный план чтения художественной литературы в соответствии с лексическими темами недели.

 

Сроки Лексическая тема Произведение
Сентябрь, 3-ая неделя «Что такое хорошо, что такое плохо»
Сентябрь, 4-ая неделя «Овощи. Сад-огород»
Октябрь, 1-ая неделя «Хлеб. Труд людей осенью» Белорусская народная сказка «Легкий хлеб»
Октябрь, 2-ая неделя «Лес осенью» К. Ушинский «Спор деревьев»

С. Воронин «Моя береза. Осенью»

Октябрь, 3-ая неделя «Кладовая леса» Л.Н. Толстой «Пошла Катя по утру по грибы»

В. Сутеев «Под грибом»

Октябрь, 4-ая неделя «Сезонная одежда, обувь» К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Братья Гримм «Храбрый портной»

Ноябрь, 1-ая неделя «Дикие животные осенью» А. Сухонцева «Заяц»

В. Сутеев «Палочка-выручалочка»

Ноябрь, 2-ая неделя «Домашние животные» Л.Н.Толостой «Лев и собачка», «Котенок»
Ноябрь, 3-ая неделя «Перелетные птицы» Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Л. Воронкова «Птичьи кормушки»

Ноябрь, 4-ая неделя «Я и моя семья» В.Осеева «Хорошее»
Декабрь, 1-ая неделя «Здравствуй, Зимушка-зима» Я. Аким «Первый снег»

И.С. Никитин «Встреча зимы»

С. Воронин «Моя береза. Зимой»

Декабрь, 2-ая неделя «Дикие животные зимой» Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Декабрь, 3-ая неделя «Зимние забавы» Н.Носов «На горке»
Декабрь, 4-ая неделя «Приключения у Новогодней елки» М. Зощенко «Елка»

 

Содержание работы в процессе реализации проекта:

I. Игровая деятельность: (логопед, воспитатель, родители)

Дидактические игры

Настольно-печатные игры.

Пальчиковые игры.

Игры на развитие артикуляционной моторики и мимики.

Подвижные игры.

Игры на развитие дыхания.

Игры на развитие фонематического слуха.

Игры-драматизации.

II. Познавательная деятельность: (логопед и воспитатель)

Формирование целостной картины мира.

ФЭМП.

Логопедические занятия.

III. Беседы (логопед и воспитатели).

IV. Просмотр мультфильмов (логопед и воспитатель).

V. Художественное творчество: (воспитатель)

Рисование.

Лепка из пластилина (нетрадиционные способы).

Аппликация (нетрадиционные способы).

VI. Работа с родителями (логопед и воспитатель)

Консультации.

Папки-передвижки.

Индивидуальные беседы и консультации.

Основные направления логопедической работы с детьми по проекту:

  • артикуляционная гимнастика (« покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
  • задания для развития речевой интонационной выразительности логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением»);

Коррекционно-развивающие игры:

  • развитие памяти с расширением словарного запаса — «какая бывает лягушка…» (по кругу подобрать и запомнить определения);
  • загадали загадки — припомнили отгадки, провели «4-й лишний» по отгадкам;
  • слуховое восприятие — «узнай по описанию героя сказки», «нарисуй по описанию», «здесь что-то не так»- небылицы;
  • логическое мышление «что сначала, что потом» (коза или козленок);
  • ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «коза — козленок, петух -…»;
  • грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
  • звуко — слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберется до леса»);
  • воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; «продолжи красиво …», «капельки росы сверкают на солнце, как…»;
  • развитие мелкой моторики (пальчиковые игры);
  • лексику (за счет смежных тем идет обогащение и активизация словаря);
  • упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы (игра «Конструктор эмоций»
  • театральные этюды («где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»);
  • игры-драматизации (в них главное — свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).

Планируемые результаты реализации проекта:

  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  • Домашние задания выполнены в разнообразных творческих формах, с использованием театрализованной деятельности.
  • Речь детей более связная, выразительная, расширен их словарный запас.
  • У детей сформированы умения передавать характер персонажей интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.
  • Дети умеют выражать свои чувства и понимать чувства других ; стали более уверенными в себе, умеют преодолевать робость , сопереживать.
  • У детей появился интерес к книгам и к театру, проявляется желание самим разыгрывать прочитанные сказки.

Заключение:

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Влияние книги на развитие речи детей неоспоримо. Чтение детям сказок и в последующем их инсценировка – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Рыжкова Екатерина Евгеньевна
учитель-логопед МОАУ «СОШ № 24 г. Орска»
г. Орск, Оренбургской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *