Развитие и совершенствование связной речи дошкольников через приобщение их к художественной литературе
Актуальность проекта
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Так же остро стоит вопрос и о проблеме чтения в нашей стране. Существенно снижен интерес к чтению художественной литературы у подрастающего поколения. Конечно же, наш век – это век развития компьютерных и других технологий, но все же книга и мир мультимедийного формата в жизни ребенка должны существовать параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Ведь дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные и культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей нашей страны. Огромный вклад в становлении внутреннего мира ребенка, воспитании его созидательного начала вносит чтение художественной литературы, так как в процессе общения с книгой ребенок учится думать, анализировать, сопереживать героям, устанавливать связи своего опыта с опытом других. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности и конечно же развивается его связная речь.
Как приобщить ребенка к чтению?
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Вид проекта: познавательно — игровой, творческий.
Цель проекта: совершенствование связной речи дошкольников, формирование устойчивого интереса к художественной литературе, развитие литературности речи и желания поддерживать традиции семейного чтения.
Участники проекта: дети логопедической группы, воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Задачи проекта
- познакомить детей с историей создания сказок;
- развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;
- развивать связную речь;
- развивать мышление, внимание, память, воображение;
- воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
- воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;
- повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями – сказками.
Ожидаемый результат:
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
- целостное воздействие на речевую систему;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
- Повышение интереса детей к чтению и художественной литературы.
- Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
- Возрождение традиции домашнего чтения.
Формы и методы работы:
- НОД;
- Индивидуально-подгрупповая работа;
- игры-драматизации;
- театрализованные игры с использованием пальчикового и перчаточного театров;
- выставки рисунков и поделок;
- просмотр мультфильмов по темам с последующими беседами;
- просмотр презентаций;
- подвижные и настольно-печатные игры по темам;
- консультации для родителей.
Сроки реализации проекта: октябрь 2017 г. — май 2018 г.
Программа мероприятий по реализации проекта
1 Этап Организационный:
- Определение темы и актуальности проекта.
- Формулировка цели и разбивка на веер задач.
- Анкетирование родителей на тему «Ребенок и книга».
- Опрос детей, с какими авторами и произведениями они знакомы.
- Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
- Поиск мотивации к активной реализации проекта.
- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта на родительском собрании (с приложением списка рекомендуемой литературы для детского чтения дома).
2 Этап Практический:
- Создание книжного уголка в соответствии с требованиями ФГОС;
- Проведение занятия с использованием презентации «Как создается книга»;
- Ежедневное чтение сказок и обсуждение с детьми прочитанного;
- Зарисовка на тему прочитанных произведений;
- Лепка и аппликация по мотивам сказок;
- Беседы «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги»;
- Совместное изготовление с детьми книг «Теремок» и «Капелька»;
- Театрализованная деятельность по мотиву сказки «Зимовье зверей».
- Изготовление папок-передвижек, консультирующих родителей о пользе литературного чтения.
3 Этап Заключительный.
- Подведение итогов в виде обобщающего занятия по темам.
- Оформление стенда группы с детскими рисунками, поделками.
- Демонстрация открытого занятия с использованием театрализации сказки родителям на собрании.
- Пополнение книжного уголка и уголка театрализации художественной литературой и материалами.
- Изготовление совместно с родителями сборной книги.
- Организация на участке сказочного уголка совместными силами педагогов и родителей.
Перспективный план чтения художественной литературы в соответствии с лексическими темами недели.
Сроки | Лексическая тема | Произведение |
Сентябрь, 3-ая неделя | «Что такое хорошо, что такое плохо» | |
Сентябрь, 4-ая неделя | «Овощи. Сад-огород» | |
Октябрь, 1-ая неделя | «Хлеб. Труд людей осенью» | Белорусская народная сказка «Легкий хлеб» |
Октябрь, 2-ая неделя | «Лес осенью» | К. Ушинский «Спор деревьев»
С. Воронин «Моя береза. Осенью» |
Октябрь, 3-ая неделя | «Кладовая леса» | Л.Н. Толстой «Пошла Катя по утру по грибы»
В. Сутеев «Под грибом» |
Октябрь, 4-ая неделя | «Сезонная одежда, обувь» | К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Братья Гримм «Храбрый портной» |
Ноябрь, 1-ая неделя | «Дикие животные осенью» | А. Сухонцева «Заяц»
В. Сутеев «Палочка-выручалочка» |
Ноябрь, 2-ая неделя | «Домашние животные» | Л.Н.Толостой «Лев и собачка», «Котенок» |
Ноябрь, 3-ая неделя | «Перелетные птицы» | Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Л. Воронкова «Птичьи кормушки» |
Ноябрь, 4-ая неделя | «Я и моя семья» | В.Осеева «Хорошее» |
Декабрь, 1-ая неделя | «Здравствуй, Зимушка-зима» | Я. Аким «Первый снег»
И.С. Никитин «Встреча зимы» С. Воронин «Моя береза. Зимой» |
Декабрь, 2-ая неделя | «Дикие животные зимой» | Русская народная сказка «Зимовье зверей» |
Декабрь, 3-ая неделя | «Зимние забавы» | Н.Носов «На горке» |
Декабрь, 4-ая неделя | «Приключения у Новогодней елки» | М. Зощенко «Елка» |
Содержание работы в процессе реализации проекта:
I. Игровая деятельность: (логопед, воспитатель, родители)
Дидактические игры
Настольно-печатные игры.
Пальчиковые игры.
Игры на развитие артикуляционной моторики и мимики.
Подвижные игры.
Игры на развитие дыхания.
Игры на развитие фонематического слуха.
Игры-драматизации.
II. Познавательная деятельность: (логопед и воспитатель)
Формирование целостной картины мира.
ФЭМП.
Логопедические занятия.
III. Беседы (логопед и воспитатели).
IV. Просмотр мультфильмов (логопед и воспитатель).
V. Художественное творчество: (воспитатель)
Рисование.
Лепка из пластилина (нетрадиционные способы).
Аппликация (нетрадиционные способы).
VI. Работа с родителями (логопед и воспитатель)
Консультации.
Папки-передвижки.
Индивидуальные беседы и консультации.
Основные направления логопедической работы с детьми по проекту:
- артикуляционная гимнастика (« покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
- задания для развития речевой интонационной выразительности логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением»);
Коррекционно-развивающие игры:
- развитие памяти с расширением словарного запаса — «какая бывает лягушка…» (по кругу подобрать и запомнить определения);
- загадали загадки — припомнили отгадки, провели «4-й лишний» по отгадкам;
- слуховое восприятие — «узнай по описанию героя сказки», «нарисуй по описанию», «здесь что-то не так»- небылицы;
- логическое мышление «что сначала, что потом» (коза или козленок);
- ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «коза — козленок, петух -…»;
- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
- звуко — слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберется до леса»);
- воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; «продолжи красиво …», «капельки росы сверкают на солнце, как…»;
- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры);
- лексику (за счет смежных тем идет обогащение и активизация словаря);
- упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы (игра «Конструктор эмоций»
- театральные этюды («где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»);
- игры-драматизации (в них главное — свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).
Планируемые результаты реализации проекта:
- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Домашние задания выполнены в разнообразных творческих формах, с использованием театрализованной деятельности.
- Речь детей более связная, выразительная, расширен их словарный запас.
- У детей сформированы умения передавать характер персонажей интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.
- Дети умеют выражать свои чувства и понимать чувства других ; стали более уверенными в себе, умеют преодолевать робость , сопереживать.
- У детей появился интерес к книгам и к театру, проявляется желание самим разыгрывать прочитанные сказки.
Заключение:
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Влияние книги на развитие речи детей неоспоримо. Чтение детям сказок и в последующем их инсценировка – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Рыжкова Екатерина Евгеньевна
учитель-логопед МОАУ «СОШ № 24 г. Орска»
г. Орск, Оренбургской области