Формирование здорового образа жизни дошкольников
Для реализации всех возможностей, развития всех способностей человека необходимо здоровье. Здоровье каждого в его же руках. Современное общество предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего. Здоровье – это богатство, которое нужно беречь и охранять.
Дошкольный возраст является одним из основных этапов, так сказать, фундаментом, в формировании развития физического и психического здоровья. Потому что именно в этот период интенсивно развиваются органы и функциональные системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время отмечается общее ухудшение состояния здоровья дошкольников на фоне экологического и социального неблагополучия. Большинство выпускников детских садов отправляются в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. В последние годы сложилась тенденция по ухудшению здоровья дошкольников, она приняла устойчивый характер, что подтверждают результаты исследований. Проблема воспитания здорового поколения в последнее время приобретает очень большое значение. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных и приоритетных задач детского сада.
В вопросах оздоровления детей медики, педагоги, психологи, специалисты, родители должны идти рука об руку. Основная задача в этом – воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровыми, беречь и укреплять здоровье, ценить его.
Оздоровление воспитанников может быть эффективным только если оно проводиться в сотрудничестве медицинских работников, педагогов, родителей.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дошкольный возраст является приоритетным в воспитании у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Необходимо выстроить такую пространственную среду, которая бы стимулировала познавательные интересы и поисково-практическую деятельность детей. Оздоровительный режим в дошкольном учреждении должен позволять заложить у детей основные навыки по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. Новая организация среды, активизация методов профилактики требует не только организационно-методического решения, но и изменения управленческих подходов в оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответствующего изменения его структуры.
Специалисты должны научить детей различать полезные вещи и вредные, делать выбор в пользу пользы. Воспитатели должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Осуществление оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий в детском саду – это важнейшее направление в работе по оздоровлению детей. Обучение должно носить интегрированный характер.
Тема здоровья и здорового образа жизни должна проходить через все виды деятельности ребенка. У детей необходимо воспитывать мотивацию на здоровый образ жизни через понимание здоровья как ведущего показателя достижения жизненных успехов. Необходимо вести культурно-оздоровительную работу, обеспечивать поддержку и развитие физического статуса детей, становление показателей физического статуса здоровья.
Основные задачи формирования здорового образа жизни у дошкольников:
- Обеспечить психофизическое благополучие детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природных ресурсов родного края.
- Объединить усилия сотрудников детских садов и родителей для эффективной оздоровительной работы.
- Повысить функциональные и оздоровительные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
- Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу.
- Научить детей регулировать свое психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
- Обеспечить квалификационную диагностику состояния здоровья и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
К концептуальным основам формирования здорового образа жизни относятся:
- обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта;
- создание предпосылок для успешной подготовки детей дошкольного возраста для дальнейшего обучения в школе.
Таким образом, актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с ФГОС, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координации деятельности всех работников детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов, перспектив и развития.
Формирование здорового образа жизни – это не только усвоение определенных знаний, но и стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Все, чему учатся наши дети, должно применяться и в реальной жизни.
Особое внимание должно уделяться системе обучения гигиеническим знаниям, формированию у них доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребенка.
Для детей 3 – 5 лет знакомство с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно проводить через целенаправленную организацию их сенсомоторной игровой активности с включением возможных игр: тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
Для детей 5 – 7 лет наиболее эффективными технологиями являются такие, которые помимо сюжетных и театрализованных игр включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умения самостоятельно выбирать способы решения.
Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.
Гальцова Светлана Владимировна
воспитатель, МБОУ ЦО №38
г. Тула