Игровой индивидуальный маршрут «Логопедическая тропинка»
- Введение.
В материалах методической разработки отражена инновационная деятельность по организации работы с детьми дошкольного возраста в рамах индивидуального образовательного маршрута. Описывается модель организации совместного образования ребёнка с нарушениями речи при использовании индивидуального игрового образовательного маршрута «Логопедическая тропинка». Особое внимание уделяется представленному практическому игровому материалу.
Данная система работы объединяет деятельность всех педагогов ДОУ и делает жизнь ребенка в детском саду более содержательной и целенаправленной, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности воспитанника. Игровой наглядный материал представлен по темам в виде заданий и сопровождается иллюстрациями. Работа с пособием помогает ребенку в решении определенных образовательных задач. Он учится высказывать свое мнение, сосредотачиваться на поиске ответа на вопрос, производит практические действия. Ребёнок работает в удобном для себя темпе и при необходимости получает помощь взрослого.
Адресовано учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных организаций, обеспечивающих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, родителям.
- Теоретические аспекты разработки индивидуального образовательного маршрута.
Проблема индивидуализации образования дошкольника является одной из важнейших в условиях дошкольного образовательного учреждения. Каждый воспитанник должен получить своевременную квалифицированную коррекционную помощь.
Теоретической основой для разработки индивидуального образовательного маршрута послужили основные концепции, теории и положения общей и коррекционной педагогики и психологии. Вопросы индивидуального развития рассматривались в отечественной и в зарубежной психологии и педагогике. Учеными Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Ш.А. Амонашвили были разработаны теоретические подходы к общему развитию ребенка. Качественное формирование личности ребенка с ограниченными возможностями как одной из закономерностей аномального развития нашло отражение в работах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, В.И. Лубовского. Научные положения А.Н. Леонтьева отводят особую роль специальному (коррекционному) обучению детей с проблемами в развитии, акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, духовно-нравственного.
Методическое пособие в полной мере реализуется в организации коррекционной работы с воспитанниками в современных условиях.
Цель: создание индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:
- Определить индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
- Организовать систему эффективного логопедического сопровождения ребенка.
- Модернизировать процесс коррекции речевых нарушений через индивидуализацию.
Осуществляется через взаимодействие учителя – логопеда, родителей и других специалистов.
«Логопедическая тропинка» – это направление в коррекционной работе с ребенком.
- Игровой индивидуальный маршрут «Логопедическая тропинка».
После проведения диагностики специалистами ДОУ составляется индивидуальный образовательный маршрут, который для ребёнка представлен в виде индивидуального игрового методического пособия «Логопедическая тропинка».
Методическое пособие состоит из картины форматом А4 с нарисованной тропинкой на каждое индивидуальное занятие, картинки игрового персонажа и ряда других картинок в зависимости от мотивации. В процессе индивидуальной коррекционной деятельности логопед представляет ребёнку задания, после выполнения которых ребёнок наклеивает на тропинку картинку — мотивацию. Каждая тропинка имеет своё название.
Направления, цель, задачи, методическое обеспечение учитель-логопед берет из разработанного индивидуального образовательного маршрута на каждого воспитанника, раздела «Содержание коррекционной работы. Речевое развитие» (см. приложение №1). Направления работы и игровой материал в разделах «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» разрабатывают другие педагоги, специалисты детского сада.
Если ребенок не может пройти всю тропинку за период времени на одном занятии, идем по одной тропинке несколько занятий, учитывая индивидуальные особенности детей, закрепляя предыдущие направления и включая новые задачи.
Ребенок должен понять, принять и пройти осознанно путь коррекционной работы, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.
В начале каждого занятия ребенок выбирает тропинку. Тропинка – мотивация ребенка выполнять определенные действия, задания, согласно разделу ИОМ «Речевое развитие», который состоит из направлений работы, цели, задач и игрового материала. Все предложенные направления можно отработать на одной тропинке, либо составить на каждое направление свой маршрут.
Направление №1: понимание речи.
Цель: формирование понимания обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы.
Задачи:
- Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.
- Учить детей по инструкции педагога узнавать и правильно показывать предметы и игрушки, явления.
- Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией
Логопедическая тропинка «Я знаю, я скажу»
Игры и упражнения: «Что делают дети?», «Назови части тела», «Отгадай по описанию», «Что для чего», «Один — много», «Большой — маленький», «Назови части предмета», «Оденем куклу на прогулку», «Идем в магазин», «В парке».
Направление №2: общая моторика. Логопедическая тропинка «Учимся, играя» (см. приложение №1)
Направление №3: моторика пальцев рук. Логопедическая тропинка «Наши пальчики играют»
Направление №4: моторика речевого аппарата и общих речевых навыков. Логопедическая тропинка «Весёлый язычок»
Направление №5: постановка, автоматизация, дифференциация звуков. Логопедическая тропинка «Трудные звуки».
Направление №6: фонематический слух. Логопедическая тропинка «Звуковая дорожка»
Направление №7: слоговая структура слова. Логопедическая тропинка «Такие разные слова»
Направление №8: лексико-грамматический строй. Логопедическая тропинка «Очень важные слова».
Приведем пример индивидуального коррекционного занятия логопеда с ребёнком. Логопедическая тропинка «Соберем букет из листьев для лисички» (см. приложение рис.№1)
Материал: картина форматом А4 с нарисованной тропинкой, картинка лиса, картинки осенние листья 5-7 шт., картинка букет из осенних листьев.
Индивидуальный образовательный маршрут. Ребенок 4 года. Заключение: ОНР III уровня у ребенка с дизартрией (см. приложение №1).
Логопед: К нам на тропинку прибежала лисичка. Соберем для нее букет из осенних листьев?
Ребёнок: да.
Логопед: назови части тела лисы. (Логопед предлагает ребёнку игру «Назови части тела» — ИОМ, раздел «Речевое развитие», направление: понимание речи, «Логопедическая тропинка «Я знаю, я скажу»).
Ребенок: голова, туловище, ноги, хвост.
Логопед: молодец. Всё верно. Наклеим на тропинку один осенний лист.
Далее логопед предлагает ребёнку игры из направлений ИОМ:
Игра «Собери узор» (Логопедическая тропинка «Наши пальчики играют»), игра «Эхо» (Логопедическая тропинка «Воздушный ветерок»), игра «Толстячки-худышки», «Белочка цокает» (Логопедическая тропинка «Весёлый язычок»), игра «Назови ласково» (Логопедическая тропинка «Очень важные слова»).
При успешном выполнении ребёнком всех перечисленных выше заданий из ИОМ на логопедической тропинке находится 5 осенних листьев для лисички (см. приложение рис. №2).
Логопед: букет для лисички готов (см. приложение рис. №3). Ты очень хорошо выполнил все задания. Наклеиваем букет для лисички. (Картинка букет приготовлена в 2-х экземплярах. 1 – на логопедическую тропинку, 2 – на первую страницу альбома (см. приложениерис.№4).
Таким образом, логопедическая тропинка ребенком пройдена, собран букет для лисички из осенних листьев. Реализованы цели, задачи нескольких направлений индивидуального образовательного маршрута. Картина форматом А4 логопедической тропинки наклеивается в альбом для домашних логопедических занятий ребенка с родителями. Родителям даются рекомендации: ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционные упражнения «Толстячки-худыжки», «Белочка цокает», поиграть в игру «Назови части тела белочки», «Назови ласково».
В альбоме для домашних логопедических занятий на первом занятии на первых страницах мы рисуем линию, после успешного прохождения каждой логопедической тропинки, наклеиваем героя, сюжет, картинку на линию (см. приложение рис. №5).
Для каждого коррекционного занятия с ребёнком выбирается разная мотивация и наглядный материал. Поэтому логопедическая тропинка у каждого ребёнка индивидуальная, соответствует возможностям каждого ребёнка.
4. Заключение.
Таким образом, логопед, родитель и ребёнок видит результат своей деятельности и работы с логопедической тропинкой всего периода коррекционной деятельности.
Игровое методическое пособие «Логопедическая тропинка» — эффективный метод в коррекционной работе с детьми с различными речевыми нарушениями. Через данную форму деятельности реализуются все цели и задачи индивидуального образовательного маршрута. У детей наблюдается положительная динамика звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи. Со стороны родителей — повышение заинтересованности на этапе коррекционной работы с ребенком.
Реализация индивидуально-образовательного маршрута через игровое методическое пособие «Логопедическая тропинка» позволяет специалистам выполнять требования ФГОС, а именно реализовывать индивидуальные потребности ребенка для оптимального развития его личностных качеств.
Приложение.
Соловьёва Лариса Сергеевна
учитель-логопед, ГБОУ Школа №2083
город Москва