Звуки Л и Р

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков Р-Л.

Коррекционно- образовательные:

  1. Продолжать учить различать и правильного произносить звуки Р и Л.
  2. Продолжать учить производить анализ и синтез одно- и двухсложных слов.
  3. Продолжать учить читать одно- и двухсложные слова.

Коррекционно- развивающие:

1.Закреплять навык различения и правильного произношения звуков Л и Р в разных позициях: в словах, чистоговорках и коротких предложениях.

Коррекционно- воспитательные:

1.Развивать внимание, память, логическое мышление.

Лексический материал:

  1. Ракета, рак, рама, рожки, руки, рожь, рай, рыбка, роза, рот, радуга, рыба, рогатка, работа, ромашка, радио, Рома, Рая, Артур, Руслан.
  2. Гора, игра, прут, корм, трава, стюардесса, пароход, кенгуру, корова, пороть, коробок, жарко, продукты, пирог, Тортилла,  Буратино, крот, ведро, герой, широко, громко, открыть, вырыть, смородина, морковь, кукуруза, красный, арбуз, виноград, персик.
  3. Двор, самовар, абажур, бар, костёр, мотор, сахар, ветер.
  4. Лампа, лодка, лак, лама, ложка, лук, ложь, лай, лупа, лось, лопата, лопух, Лариса, Лунтик.
  5. Игла, плут, колобок, белка, полоть, жалко, услышать, белый, Мила.
  6. Бал, мал, гул, гол, сокол, крокодил, поскакал, подмёл, закипел, выбрал, повесил, упал.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Л. называет слова без первого звука. Надо угадать, какой это звук и правильно назвать всё слово. Например: .акета  (ракета), па.тка (палатка), .ол(пол0, .ампа (лампа), па.оход (пароход).
Л. уточняет, какие звуки будут изучать на занятии.
Появляется лётчик, и приглашает детей лететь в жаркие страны, но для этого надо отобрать картинки  со звуком Р-Л (рогатка, лупа, роза, ромашка, морковь, яблоко, колобок, крокодил, корова, лампа, белка, сокол, лопата, робот, радио, ведро, самолёт).
Выбирают стюардесс и дети делятся на две группы:

1 группа заводит мотор-РРРРР длительно.
2 группа произносит звук ЛЛЛЛ.

Стюардесса проверяет, правильно ли дети произносят звук Р, Л. Самолёт летит.

2. Основной этап.

Самолёт приземлился, все выходят и садятся в круг, проговаривают потешки.

Ра-Ра-Ра-вот высокая гора,
Ру-Ру-Ру-поскакали кенгуру,
Ор-Ор-Ор- Артур подмёл двор,
Ур-Ур-ур-Лара повесила абажур,
Ла-Ла-Ла-наша Рая мала,
Ал-Ал-Ал-Фёдор наш упал.

Игра «Шаловливые звуки». Звуки Р и Л любят меняться местами и тогда появляются новые слова. Например: рак-лак, рожки-ложки, рама-лама, рука- Лука.
Рай-лай, руки-луки, рожь-ложь, игра-игла, пороть-полоть, прут-плут, бар-бал, коробок-колобок, жарко-жалко.

Динамическая пауза:

Рыбка в озере жила (ноги на ширине плеч),
Рыбка к берегу плыла (наклоны в стороны),
Хвостиком виляла,
Корм себе искала (прыжки: ноги в стороны, вместе),
Возле берега трава (руки на поясе),
Изгибается она (круговые движения бёдрами влево-вправо),
Рыбка подплывает,
Травку собирает (дети повторяют хором слова со звуками Р-Л).

Дети отгадывают загадку про Буратино:

Был поленом, стал мальчишкой, обзавёлся умной книжкой,
Хоть до школы не дошёл, но зато друзей нашёл!

Буратино приглашает детей к столу выбрать карточки с продуктами и ответить на вопросы:

— Кто, что себе выбрал? Какой можно испечь пирог? Какой можно собрать сок? Например: Я испеку рыбный пирог. Пироги: картофельный, луковый, кукурузный. Соки: смородиновый, морковный, виноградный, арбузный, персиковый.

Дети отгадывают загадку про Лунтика:

Он сиреневый такой, машет весело рукой,
Он свалился к нам с Луны– Знают, любят малыши.

Лунтик приглашает детей отгадать загадки про:

-радугу, луну, корову, рыбу, лампу, антенну, улитку. Определяются первые звуки в отгадках. Называются слова, которые можно составить из этих звуков (букв): рак, лак, рука.

Составлятся предложения по опорным словам:

Рома поймал крупный рак. (Рома поймал крупного рака).
Лариса купить лак красный. (Лариса купила красный лак).

Дети отгадывают загадки:

Строю дом из кирпичей, он пока еще ничей.
Вот кирпичик к кирпичу– Строю все, что захочу!
Не нравится – ломаю, и снова начинаю (Кубики).

Крыльев нет, но это птица,
Полетит — И прилунится (Ракета).

Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников (Окунь).

Гусеницы две ползут,
Башню с пушкою везут (Танк).

Первые звуки отгадок объединяются в слово КРОТ. Составляется предложение: Вырыть нора крот глубоко.(Крот вырыл нору глубоко).
Л. Как из слова КРОТ сделать слово РОТ?

Составляется предложение: Алла открыть рот широко. (Алла широко открывает рот).

Дети отгадывают загадки:

Что за фрукт на вкус хорош,  и на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет, он желтеет и краснеет? (Груша).

В домике всегда своём, даже в гости ходит в нём.
Рожки есть, а не бодает, кто к ладошке прилипает? (Улитка).

На небе белеет, светит, а не греет (Луна).

Первые звуки отгадок объединяются в слово ГУЛ. Как из слова ГУЛ сделать слово ГОЛ?

Составляется предложение: Руслан громкий услышал гул (Руслан услышал громкий гул).

3. Заключительный этап.

Л. Какие звуки  учились различать и правильно произносить?

Дети выходят на волшебную поляну, ветер рассыпал части разрезанных картинок. (На одной картинке, два изображения с разных сторон). Например: КОРОВА-ЛОСЬ. Дети собирают всю картинку.

Еремина Любовь Ивановна
учитель-логопед, г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *