Игры, используемые учителем — логопедом для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский

В настоящее время увеличилось количество детей имеющие речевые нарушения и с каждым годом оно пополняется. На это влияет много разных причин, но не смотря не что очень важно как можно раньше выявить и устранить речевую патологию, чтобы идя в школу у ребенка не возникали трудности в обучении и в контакте со сверстниками.

Дети, имеющие речевую патологию, чаще всего имеют плохо развитую мелкую моторику. А как известно с давних времен речь детей напрямую зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Доказано, что движения пальцев дают стимул для развития ЦНС, а так же ускоряет развитие речи ребенка. Л.В. Фомина пришла к выводу о том, что если же развитие движений пальцев будет отставать, то будет задерживаться речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, а может даже быть выше нормы. Поэтому в логопедической работе необходимо постоянное укрепление и развитие мышц мелкой моторики.

На своих коррекционных занятиях учитель – логопед использует разные игры, направленные на развитие движений пальцев. В настоящее время их очень большое количество, но в данной статье, я расскажу о некоторых наиболее предпочитаемых у детей.

Одна из наиболее используемых на занятиях учителя-логопеда является игра «Веселые прищепки».

Цель игры: развитие мелкой моторики.

Задачи игры:

  • Узнавать и закреплять знания основных цветов; навыки счета; понятий больше-меньше-равно;
  • учить открывать и закрывать прищепку; соотносить цвет прищепки с цветом предмета; определять место прикрепления прищепки; учить различать где лево-право, а также названия пальцев рук;
  • развивать мелкую моторику; внимание; зрительное восприятие; мышление; память; речь;
  • воспитывать интерес к занятию; усидчивость; терпение, а также пробудить стремление к достижению результата.

Примеры игр с прищепками:

  • «Помоги Мишутке собрать прищепки, но не забудь, что каждая прищепка прикрепляется на сторону коробочки того же цвета»;
  • «Прикрепи прищепки к коробочкам по цвету»;
  • «Прикрепи прищепки в правильной последовательности».
  • «Гномики очень хотят, чтобы бороды у них стали длинные. Помоги гномикам, но не забудь, что у каждого из них борода и шапочка одного цвета»;
  • «В лесу живут цветные ежики, они потеряли свои иголки. Помоги ежам найти свои иголки»;
  • «Сделай большой хвост жар-птице» и т.д.
  • «Прикрепи прищепку на большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) палец левой (правой) руки».
  • «Прикрепи красных прищепок на 2 больше, чем зеленых».
  • «Сделай так, чтобы у синего гнома было на 3 прищепки меньше чем у красного гнома и на 1 прищепку больше чем у зеленого гнома».

Следующая часто используемая на занятиях игра с крупами.

Цель игры: развитие мелкой моторики.

Задачи игры:

  • развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость мышление,
  • зрительный анализ и синтез,
  • зрительно-моторную координацию,
  • тонкие движения пальцев рук,
  • тактильные ощущения.

Их множество примеров, вот некоторые из них:

  • «Где ручки?»
  • «Ищем клад»
  • «Сыплем, сыплем, насыпаем»
  • «Покормим птичек»
  • «Поможем Золушке!»
  • «Счет, форма, цвет»
  • «Рисование»
  • «Аппликации»
  • «Бусы из макарон»
  • «Пластилиновые фантазии»
  • «Найди пару»

Еще одна очень интересная и необычная игра с мячиком Су-Джок.

Су-Джок, что в переводе с корейского: «Су»– кисть, «Джок» — стопа.

Цель игры: развитие мелкой моторики.

Задачи игры:

  • Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  • зрительный анализ и синтез,
  • зрительно-моторную координацию,
  • тонкие движения пальцев рук,
  • тактильные ощущения.

Примеры игр с Су-Джоком:

  • Массаж Су-Джок шарами.
  • Пальчиковая игра «Черепаха».
  • Пальчиковая игра «Ёжик»
  • Пальчиковая игра «Капустка»
  • Пальчиковая игра «Игрушки»
  • Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»
  • Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
  • Пальчиковая игра «Пальчики»
  • Пальчиковая игра «Семья»
  • Пальчиковая игра «Родные братья»

Таких игр множество и благодаря им идет положительное влияние на общее интеллектуальное развитие ребёнка, а также на развитие речевых и коммуникативных навыков. Развивая мелкую моторику рук ребенок подготавливается к овладению навыков письма, что поможет ему в школьном обучении.

Учитель-логопед:
Буцан Анна Сергеевна
МБДОУ «Аленка»
МБОУ Крулянская СОШ
Ростовская область, Азовский район,
С. Крулое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *