Игры, используемые учителем — логопедом для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
В настоящее время увеличилось количество детей имеющие речевые нарушения и с каждым годом оно пополняется. На это влияет много разных причин, но не смотря не что очень важно как можно раньше выявить и устранить речевую патологию, чтобы идя в школу у ребенка не возникали трудности в обучении и в контакте со сверстниками.
Дети, имеющие речевую патологию, чаще всего имеют плохо развитую мелкую моторику. А как известно с давних времен речь детей напрямую зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Доказано, что движения пальцев дают стимул для развития ЦНС, а так же ускоряет развитие речи ребенка. Л.В. Фомина пришла к выводу о том, что если же развитие движений пальцев будет отставать, то будет задерживаться речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, а может даже быть выше нормы. Поэтому в логопедической работе необходимо постоянное укрепление и развитие мышц мелкой моторики.
На своих коррекционных занятиях учитель – логопед использует разные игры, направленные на развитие движений пальцев. В настоящее время их очень большое количество, но в данной статье, я расскажу о некоторых наиболее предпочитаемых у детей.
Одна из наиболее используемых на занятиях учителя-логопеда является игра «Веселые прищепки».
Цель игры: развитие мелкой моторики.
Задачи игры:
- Узнавать и закреплять знания основных цветов; навыки счета; понятий больше-меньше-равно;
- учить открывать и закрывать прищепку; соотносить цвет прищепки с цветом предмета; определять место прикрепления прищепки; учить различать где лево-право, а также названия пальцев рук;
- развивать мелкую моторику; внимание; зрительное восприятие; мышление; память; речь;
- воспитывать интерес к занятию; усидчивость; терпение, а также пробудить стремление к достижению результата.
Примеры игр с прищепками:
- «Помоги Мишутке собрать прищепки, но не забудь, что каждая прищепка прикрепляется на сторону коробочки того же цвета»;
- «Прикрепи прищепки к коробочкам по цвету»;
- «Прикрепи прищепки в правильной последовательности».
- «Гномики очень хотят, чтобы бороды у них стали длинные. Помоги гномикам, но не забудь, что у каждого из них борода и шапочка одного цвета»;
- «В лесу живут цветные ежики, они потеряли свои иголки. Помоги ежам найти свои иголки»;
- «Сделай большой хвост жар-птице» и т.д.
- «Прикрепи прищепку на большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) палец левой (правой) руки».
- «Прикрепи красных прищепок на 2 больше, чем зеленых».
- «Сделай так, чтобы у синего гнома было на 3 прищепки меньше чем у красного гнома и на 1 прищепку больше чем у зеленого гнома».
Следующая часто используемая на занятиях игра с крупами.
Цель игры: развитие мелкой моторики.
Задачи игры:
- развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость мышление,
- зрительный анализ и синтез,
- зрительно-моторную координацию,
- тонкие движения пальцев рук,
- тактильные ощущения.
Их множество примеров, вот некоторые из них:
- «Где ручки?»
- «Ищем клад»
- «Сыплем, сыплем, насыпаем»
- «Покормим птичек»
- «Поможем Золушке!»
- «Счет, форма, цвет»
- «Рисование»
- «Аппликации»
- «Бусы из макарон»
- «Пластилиновые фантазии»
- «Найди пару»
Еще одна очень интересная и необычная игра с мячиком Су-Джок.
Су-Джок, что в переводе с корейского: «Су»– кисть, «Джок» — стопа.
Цель игры: развитие мелкой моторики.
Задачи игры:
- Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
- зрительный анализ и синтез,
- зрительно-моторную координацию,
- тонкие движения пальцев рук,
- тактильные ощущения.
Примеры игр с Су-Джоком:
- Массаж Су-Джок шарами.
- Пальчиковая игра «Черепаха».
- Пальчиковая игра «Ёжик»
- Пальчиковая игра «Капустка»
- Пальчиковая игра «Игрушки»
- Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»
- Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
- Пальчиковая игра «Пальчики»
- Пальчиковая игра «Семья»
- Пальчиковая игра «Родные братья»
Таких игр множество и благодаря им идет положительное влияние на общее интеллектуальное развитие ребёнка, а также на развитие речевых и коммуникативных навыков. Развивая мелкую моторику рук ребенок подготавливается к овладению навыков письма, что поможет ему в школьном обучении.
Учитель-логопед:
Буцан Анна Сергеевна
МБДОУ «Аленка»
МБОУ Крулянская СОШ
Ростовская область, Азовский район,
С. Крулое