Автоматизация звуков речи

Как только у ребенка появляется новый звук, многие родители воспринимают это как победу, и начинается мучение ребенка: он еще не может справиться со звуком в речи, а родители хотят, чтобы малыш теперь произносил новый звук во всех словах и при ошибках выражают недоумение.
Не торопитесь! Для того, чтобы звук правильно произносится в речи, необходима его длительная автоматизация (отработка, тренировка). Процесс этот достаточно растянут во времени и требует настойчивости как со стороны взрослого, так и ребенка. Введение поставленных звуков в самостоятельную речь происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребенка за своей речью! Выполняйте все рекомендации логопеда, занимайтесь ежедневно, так как навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия, в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.

Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ему необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребенка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, не выказывая недовольство.
Занятия не должны сводиться к простому проговариванию, лучше проводить разнообразные игры и использовать игровые приемы для поддержания устойчивого интереса к данному виду деятельности.
Автоматизация звука в слогах.
Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.
Автоматизация звука в словах.
На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец). Так развивается фонематический слух. Важно, чтобы ребенок не столько повторял за вами слова (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько самостоятельно употреблял то или иное слово.
Автоматизация звука в предложениях. Игры на данном этапе способствуют расширению словаря, развитию связной речи, мышления, творческих способностей.

n6mJjL-7Q4w

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *