Использование авторских игр и игровых упражнений, таблиц, схем, карточек по обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи 5-7 лет с использованием ИКТ

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным —
вот задача первоначального обучения.»
К.Д. Ушинский

Творческое название  « Звуки, буквы я учу»

Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели и родители

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

По доминирующему методу — творческий
По характеру контакта — открытый
По характеру участия : ребёнок-участник
По продолжительности –долгосрочный
По предметному содержанию — обучение грамоте
По характеру контактов-контакт с семьёй и педагогами
По характеру охвата-фронтальный

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Повышение мотивации воспитанников к формированию фонетико-фонематической стороны речи, звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения к грамоте  путём использования  авторского наглядно-практического  дидактического материала

ГИПОТЕЗА :

Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.

ЗАДАЧИ:

  • Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка
  • Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами
  • Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения

ПРИНЦИПЫ:

Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний).
Принцип креативности (педагог поощряет активность детей)
Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем
Принцип последовательности  ,доступности ,систематичности.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Как повысить эффективность усвоения программного материала ?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

В результате использования дидактического материала повысится активность детей на занятии и желание научиться читать.

МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ

Реализация данного проекта возможна в группах с детьми компенсирующей и комбинированной направленности, имеющими  ТНР – ОНР 3-4 уровня речевого развития ,а также может использоваться в работе с детьми массовых групп.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте.
Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.
Выполнение заданий в вечернее время.
Проведение консультаций для родителей.
Посещение родителями занятий по обучению грамоте.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный

  • Планирование по разделу «Обучение грамоте»
  • Изучение методической литературы по данному вопросу
  • Изготовление пособий /таблиц, карточек , игр, рабочей тетради»  Звуки, буквы я учу!» Рабочая тетрадь« Звуки, буквы я учу»
    является дополнением  к передовому опыту работы по теме «Модернизация логопедической работы через реализацию парциальной авторской коррекционно-развивающей программы «Ступеньки развития»
  • Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте.
  • Разработка диагностической карты по данному разделу.
  • Первичное обследование детей.
  • Консультации для родителей и воспитателей.

Основной этап

  • Проведение фронтальных (подгрупповых )и индивидуальных занятий по обучению грамоте.
  • Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями.
  • Закрепление материала во время вечерних занятий с воспитателем.

Заключительный этап

  • Проведение итогового контроля
  • Анализ результатов составление диаграмм
  • Обсуждение итогов совместно с учителем начальных классом и психологом
  • Отчёт о результативности на итоговом педсовете .
  • Представление апробированного материала для обсуждения на районном МО.
  • Защита разработки  и внедрение в  коррекционный процесс инновационного проекта, рецензирование  проекта на уровне  ДОУ ,район, край или федерация.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Обведение по контуру , штриховка ,написание букв по точкам,  выкладывание букв из бус, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, создание буквы из пальцев, нахождение неправильно написанных и т. д.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В результате обучения дети овладевают слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать короткие тексты ,выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения ,печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с рабочей тетради по образцу ,самостоятельно работать  на  планшете( на слух печатать ряд букв,слогов,слов) и т.д.

ВЫВОД

В результате использования авторского дидактического материала у детей повышается интерес к сложному процессу обучения чтению и письму. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.

ДИАГРАММА №1 НА НАЧАЛО, КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

1


 

Авторская разработка рабочей тетради « Звуки, буквы я учу»
КАРТОЧКИ, СХЕМЫ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

2016-03-31 20-54-13 Скриншот экрана

2016-03-31 20-55-51 Скриншот экрана

2016-03-31 20-56-33 Скриншот экрана

2016-03-31 20-57-23 Скриншот экрана

2016-03-31 21-03-53 Скриншот экрана

2016-03-31 21-04-10 Скриншот экрана

2016-03-31 21-04-43 Скриншот экрана 2016-03-31 21-06-36 Скриншот экрана2016-03-31 21-07-05 Скриншот экрана2016-03-31 21-07-26 Скриншот экрана2016-03-31 21-08-08 Скриншот экрана2016-03-31 21-08-28 Скриншот экрана2016-03-31 21-09-07 Скриншот экрана2016-03-31 21-09-29 Скриншот экрана2016-03-31 21-10-00 Скриншот экрана2016-03-31 21-10-22 Скриншот экрана


АВТОРСКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

2016-03-31 21-16-21 Скриншот экрана

2016-03-31 21-17-41 Скриншот экрана


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПРАВИЛЬНО СЛОВО»

2016-03-31 21-19-17 Скриншот экрана


ПРАКТИЧЕСКОЕ ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПРАВИЛЬНО СЛОВО»

2016-03-31 21-19-46 Скриншот экрана


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
учителей-логопедов МБДОУ детского сада №2
СИДОРОВОЙ ТАИСИИ СЕРГЕЕВНЫ,
КАНТУР ТАТЬЯНЫ ГЕОРГИЕВНЫ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *