Использование авторских игр и игровых упражнений, таблиц, схем, карточек по обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи 5-7 лет с использованием ИКТ
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным —
вот задача первоначального обучения.»
К.Д. Ушинский
Творческое название « Звуки, буквы я учу»
Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели и родители
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
По доминирующему методу — творческий
По характеру контакта — открытый
По характеру участия : ребёнок-участник
По продолжительности –долгосрочный
По предметному содержанию — обучение грамоте
По характеру контактов-контакт с семьёй и педагогами
По характеру охвата-фронтальный
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Повышение мотивации воспитанников к формированию фонетико-фонематической стороны речи, звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения к грамоте путём использования авторского наглядно-практического дидактического материала
ГИПОТЕЗА :
Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.
ЗАДАЧИ:
- Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка
- Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами
- Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения
ПРИНЦИПЫ:
Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний).
Принцип креативности (педагог поощряет активность детей)
Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем
Принцип последовательности ,доступности ,систематичности.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Как повысить эффективность усвоения программного материала ?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
В результате использования дидактического материала повысится активность детей на занятии и желание научиться читать.
МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ
Реализация данного проекта возможна в группах с детьми компенсирующей и комбинированной направленности, имеющими ТНР – ОНР 3-4 уровня речевого развития ,а также может использоваться в работе с детьми массовых групп.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте.
Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.
Выполнение заданий в вечернее время.
Проведение консультаций для родителей.
Посещение родителями занятий по обучению грамоте.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный
- Планирование по разделу «Обучение грамоте»
- Изучение методической литературы по данному вопросу
- Изготовление пособий /таблиц, карточек , игр, рабочей тетради» Звуки, буквы я учу!» Рабочая тетрадь« Звуки, буквы я учу»
является дополнением к передовому опыту работы по теме «Модернизация логопедической работы через реализацию парциальной авторской коррекционно-развивающей программы «Ступеньки развития» - Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте.
- Разработка диагностической карты по данному разделу.
- Первичное обследование детей.
- Консультации для родителей и воспитателей.
Основной этап
- Проведение фронтальных (подгрупповых )и индивидуальных занятий по обучению грамоте.
- Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала.
- Проведение совместных мероприятий с родителями.
- Закрепление материала во время вечерних занятий с воспитателем.
Заключительный этап
- Проведение итогового контроля
- Анализ результатов составление диаграмм
- Обсуждение итогов совместно с учителем начальных классом и психологом
- Отчёт о результативности на итоговом педсовете .
- Представление апробированного материала для обсуждения на районном МО.
- Защита разработки и внедрение в коррекционный процесс инновационного проекта, рецензирование проекта на уровне ДОУ ,район, край или федерация.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
Обведение по контуру , штриховка ,написание букв по точкам, выкладывание букв из бус, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, создание буквы из пальцев, нахождение неправильно написанных и т. д.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В результате обучения дети овладевают слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать короткие тексты ,выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения ,печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с рабочей тетради по образцу ,самостоятельно работать на планшете( на слух печатать ряд букв,слогов,слов) и т.д.
ВЫВОД
В результате использования авторского дидактического материала у детей повышается интерес к сложному процессу обучения чтению и письму. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.
ДИАГРАММА №1 НА НАЧАЛО, КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Авторская разработка рабочей тетради « Звуки, буквы я учу»
КАРТОЧКИ, СХЕМЫ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
АВТОРСКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПРАВИЛЬНО СЛОВО»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПРАВИЛЬНО СЛОВО»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
учителей-логопедов МБДОУ детского сада №2
СИДОРОВОЙ ТАИСИИ СЕРГЕЕВНЫ,
КАНТУР ТАТЬЯНЫ ГЕОРГИЕВНЫ