Повышение качества консультативной и практической помощи родителям через реализацию авторской речевой газеты «Речецветик»

Разработка ,защита,внедрение в практику ИННОВАЦИОННОГО  ПРОЕКТА  ПО ТЕМЕ
«Повышение качества консультативной и практической помощи родителям через реализацию авторской речевой газеты  «Речецветик»
учителей высшей категории МБДОУ  детский сад №2 Сидоровой Т.С. Кантур Т.Г.

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский

Анализ ситуации

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ ;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, дети  дошкольного возраста, их родители ,психолог, воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим и практическим материалом в речевой газете «Речецветик»
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Будем правильно и красиво говорить.».
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов

Для детей Для родителей Для педагогов Для ДОУ
положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.
положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.
положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов
благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические рекомендации для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Создание рабочих рубрик.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор практического материала по развитию артикуляционной моторики.
  • Подбор практического материала по развитию ВПФ.
  • Подбор практического материала по развитию связной речи.
  • Подбор практического материала по развитию детей 2-3 лет.
  • Подбор практического материала по развитию грамматики(словообразования и словоизменения.
  • Подбор практического материала по развитию правильного речевого дыхания.
  • Подбор практического материала по распространению логопедических знаний/сложные нарушения./

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).

Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников по 8 рубрикам.

Средства и методы проекта:

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
  • проведение индивидуальных консультаций ;
  • создание информационно-методического стенда «Будем правильно и красиво говорить» (ежемесячно, теоретический материал);
  • Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках, создание авторского материала).
  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области

Перспективный план реализации проекта

N
п/п
Срок Формы и
методы работы
Содержание работы Результат Ответственный
1. Подготовительный этап до 15 сентября 1. Анкетирование родителей Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.

Анкета для родителей Учитель-логопед
2 этап Октябрь Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата». Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей. Учитель-логопед
Ноябрь Семинар-практикум
«Пальчиками играем речь развиваем
Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей Учитель-логопед
Декабрь Консультация
«Речевое дыхание основа правильной речи»
Тематическая консультация с практической частью. Протокол проведения консультации, отзывы родителей. Учитель-логопед
Январь «День открытых дверей» Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей. Учитель-логопед, воспитатели
Февраль Мастер-класс
«Научитесь слышать звуки»
Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей. Учитель-логопед
Май Праздник красивой и правильной речи Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях Протокол проведения праздника, отзывы родителей Учитель-логопед
Муз. рук-ль
Ежемесячно «Домашняя игротека» Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. Картотека игр и упражнений Учитель-логопед
Еженедельно Индивидуальные консультации Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам Журнал регистрации консультаций для родителей Учитель-логопед
Ежемесячно Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда» Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей Учитель-логопед
3. Заключительный этап Май Мониторинг
(анкетирование)
работы логопеда с родителями
Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Анкета для родителей
Май Мониторинг детей Выявление уровня речевого развития детей Логопедическая диагностика
Апрель Участие в РМО Презентация проекта

Список литературы:

  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *