Повышение качества консультативной и практической помощи родителям через реализацию авторской речевой газеты «Речецветик»
Разработка ,защита,внедрение в практику ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ
«Повышение качества консультативной и практической помощи родителям через реализацию авторской речевой газеты «Речецветик»
учителей высшей категории МБДОУ детский сад №2 Сидоровой Т.С. Кантур Т.Г.
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Анализ ситуации
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В ходе логопедической работы необходимо:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
- подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ ;
- необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта: учитель-логопед, дети дошкольного возраста, их родители ,психолог, воспитатели.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим и практическим материалом в речевой газете «Речецветик»
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
- Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
- Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Будем правильно и красиво говорить.».
- Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эффективность данных результатов
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку. |
положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время. |
положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов |
благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ |
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические рекомендации для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
- Создание рабочих рубрик.
- Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
- Подбор практического материала по развитию артикуляционной моторики.
- Подбор практического материала по развитию ВПФ.
- Подбор практического материала по развитию связной речи.
- Подбор практического материала по развитию детей 2-3 лет.
- Подбор практического материала по развитию грамматики(словообразования и словоизменения.
- Подбор практического материала по развитию правильного речевого дыхания.
- Подбор практического материала по распространению логопедических знаний/сложные нарушения./
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников по 8 рубрикам.
Средства и методы проекта:
- проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
- проведение индивидуальных консультаций ;
- создание информационно-методического стенда «Будем правильно и красиво говорить» (ежемесячно, теоретический материал);
- Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках, создание авторского материала).
- подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
- Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области
Перспективный план реализации проекта
N п/п |
Срок | Формы и методы работы |
Содержание работы | Результат | Ответственный |
1. Подготовительный этап | до 15 сентября | 1. Анкетирование родителей | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др. Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт. |
Анкета для родителей | Учитель-логопед |
2 этап | Октябрь | Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата». | Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики | Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей. | Учитель-логопед |
Ноябрь | Семинар-практикум «Пальчиками играем речь развиваем |
Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики | Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей | Учитель-логопед | |
Декабрь | Консультация «Речевое дыхание основа правильной речи» |
Тематическая консультация с практической частью. | Протокол проведения консультации, отзывы родителей. | Учитель-логопед | |
Январь | «День открытых дверей» | Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. | Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей. | Учитель-логопед, воспитатели | |
Февраль | Мастер-класс «Научитесь слышать звуки» |
Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей | Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей. | Учитель-логопед | |
Май | Праздник красивой и правильной речи | Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях | Протокол проведения праздника, отзывы родителей | Учитель-логопед Муз. рук-ль |
|
Ежемесячно | «Домашняя игротека» | Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. | Картотека игр и упражнений | Учитель-логопед | |
Еженедельно | Индивидуальные консультации | Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам | Журнал регистрации консультаций для родителей | Учитель-логопед | |
Ежемесячно | Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда» | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей | Учитель-логопед | ||
3. Заключительный этап | Май | Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями |
Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей | Анкета для родителей | |
Май | Мониторинг детей | Выявление уровня речевого развития детей | Логопедическая диагностика | ||
Апрель | Участие в РМО | Презентация проекта |
Список литературы:
- Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
- Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
- Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
- Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997