Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с учащимися с ОВЗ
В настоящий момент перед педагогической наукой и практикой поставлены задачи поиска наиболее приемлемых систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Осуществляется переоценка и продуманность содержания коррекционной работы согласно новым утверждённым Федеральным Государственным Образовательным Стандартам образования, которые учитывают образовательные потребности и специфику детей с ОВЗ.
В рамках внедрения ФГОС главной задачей становится разрешение многих трудностей с помощью инновационных технологий, включая и информационно-коммуникационные.
Главной задачей коррекционной работы учителя-логопеда являются: развитие связной, грамматически правильной речи и коммуникативных навыков, овладение фонетической системой русского языка. Для решения данной задачи педагоги активно включают в свою работу информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
С помощью ИКТ можно создать свой каталог мультимедийных презентаций, который можно пополнять новыми разработками и информацией. Этот каталог может состоять из таких категорий:
- артикуляционная гимнастика;
- автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи;
- игры по развитию фонематического слуха;
- звукового анализа и синтеза, обучение грамоте;
- развитие речи; обогащение словарного запаса;
- формирование лексико-грамматических категорий;
- диагностика;
- консультации для родителей и педагогов.
Активно в коррекционной работе применяются и разного рода электронные пособия для демонстрации на компьютере или мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике: книги и пособия в электронном виде; CD диски («Трудные звуки», «Азбука малышам», «Голоса птиц и зверей», «Звуки окружающего мира» и др.); специальные компьютерные логопедические игры, программы и тренажеры («Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Автоматизация звуков», «Играем и учимся» и т. д.).
Компьютер на занятиях с логопедом можно использовать вместо магнитофона и зеркала, необходимые на занятиях по коррекции звукопроизношения. Программы записей звука с последующим воспроизведением, микрофон и веб-камера пробуждают огромный интерес у учащихся с нарушениями речи, направляют их к осознанным действиям (под руководством логопеда) по коррекции звуков. В памяти компьютера хранятся записи речи ребёнка на начальном этапе, в процессе коррекционной работы и на заключительном этапе коррекции звукопроизносительной стороны. При воспроизведении записей, отмечается желание ребенка на каждом занятии усердно заниматься для улучшения качества своей артикуляции. Создавая на рабочем столе именные папки учащихся, не составляет труда находить и пополнять записи.
Информационно-компьютерные технологии – это эффективное средство, позволяющее логопеду внести разнообразие в образовательный процесс, включить современные формы и методы педагогического воздействия, разные виды заданий, дать возможность учащимся самим выбрать ту форму и средство деятельности, которые им наиболее интересны.
Информационно-компьютерные технологии дают возможность достичь существенных положительных результатов в учебной деятельности, поднять мотивацию учащихся.
Проблема мотивации остается значимой в коррекционной работе учителя-логопеда. Владения методикой коррекции речи и желания логопеда оказывается мало для получения существенной динамики в коррекции речи. Зачастую учащиеся отказываются заниматься, их утомляют ежедневные упражнения в процессе автоматизации звуков. Движения, звуки, мультипликации дают возможность на длительное время удержать внимание детей. У учащихся возникает стремление и желание рассмотреть, действовать, играть, и снова вернуться к занятию, то есть появляется учебная мотивация.
Применение ИКТ возможны на каждой стадии освоения темы и на любом этапе логопедических занятий: при объяснении (знакомстве с новым материалом), при закреплении пройденного, при повторении изученного.
Наиболее распространены два основных метода применения ИКТ:
1.Демонстрация материала. Этот метод эффективен, в том случае если логопеду требуется сообщить информацию, либо предложить выполнить задание. Одной из самых подходящей является подача информации в виде компьютерной презентации, выполненных в программах Power Point. Появилась возможность представить материал в различных формах: в виде презентации, предметных или сюжетных картинок, текстов, заданий для закрепления навыков звукопроизношения, развития лексического и грамматического строя, коррекции навыков письма и чтения.
2. Самостоятельная работа учащихся с компьютером. Этот способ эффективен в ходе проведения опроса, закрепления материала, контроля и т.д. (обратная связь).
Необходимо применение ИКТ и в просветительской работе учителя-логопеда с коллегами, появилась возможность за короткое время подготовить нужную информацию, ознакомить с ней педагогов, приготовить материал для участия в семинарах, педсоветах, конференциях.
Взаимодействие с родителями также одно из значимых направлений работы учителя-логопеда. Посредством ИКТ можно подготовить и интересно провести консультацию, собрание для родителей, показать презентацию, видеозапись занятий.
Ценны ИКТ и в методической работе учителя-логопеда. С их помощью возможно сохранение необходимой информации, эстетичное и яркое оформление материалов для стенда, написание и ведение документации учителя-логопеда. Благодаря доступности Интернета достаточно легко и просто можно найти ответ на тот или иной интересующий вопрос, передавать сообщения, принимать активное участие в рассмотрении волнующих вопросов с коллегами, повысить свой методический уровень, используя сайты для публикаций и обобщения собственного опыта: «Педагогика 21 век», «Маам ру», «Познание», «Инфоурок» и т.д , участие в конкурсах не только педагогам, но и учащимся, делиться информацией с помощью электронной почты, социальных сетей «В Контакте»: «Речецветик»; «Логопеды», «Звукарик» и др. форумов. Можно принять участие в видеоконференциях, различных вебинарах с помощью программы «Скайп» (видеочат).
Физкультминутку, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз с использованием специальных тренажёров, которые позволяют отдохнуть глазам учащихся можно провести, применяя компьютер. Рациональное, не приносящее вред здоровью использование ИКТ в логопедической работе в совокупности с традиционными методами и приемами позволяет эффективнее устранять речевые нарушения.
Использование информационно-коммуникативных технологий открывают новые возможности образования и для самого ребёнка, и для педагога. Но необходимо помнить какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, они не могут и не должны заменить живое общение педагога с ребёнком.
Список литературы:
1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.
3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5.
4. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
5. Лынская, М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6.
Генрихс Юлия Ивановна
учитель-логопед, МБДОУ №20 «Югорка»
ХМАО-Югра, г. Сургут