Образец составления наглядного пособия по закреплению произношения слов различной слоговой структуры
Данное пособие составляется с учётом 14 классов слоговой структуры слов по исследованиям А.К. Марковой:
I класс. Двухсложные слова из открытых слогов.
II класс. Трёхсложные слова из открытых слогов.
III класс. Односложные слова из закрытого слога.
IV класс. Двухсложные слова с закрытым слогом.
V класс. Двухсложные слова со стечением в середине слова.
VI класс. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных.
VII класс. Трёхсложные слова с закрытым слогом.
VIII класс. Трёхсложные слова со стечением согласных.
IX класс. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
X класс. Трёхсложные слова с двумя стечениями.
XI класс. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова.
XII класс. Двусложные слова с двумя стечениями.
XIII класс. Четырёхсложные слова из открытых слогов.
ХIVкласс. Четырёхсложные слова со сложной слоговой структурой.
Двухсложные слова из открытых слогов |
|
Роза.
Это роза. У Ани роза. |
|
Ваза. У меня ваза. На, Оля вазу! |
|
Лиса.
Иди, лиса! |
|
Трехсложные слова из открытых слогов |
|
Панама. Это панама.
У Дины панама. Прикрою и мальчишке Стрижки-коротышки. От солнца я защита. Для того и сшита. (Панама) |
|
Собака. Это собака. Собака сидела около дома. С хозяином дружит. Дом стережет. Живет под крылечком. А хвост колечком. (Собака) |
|
Синица.
Синица сидела на дереве. |
|
Односложные слова из закрытого слога |
|
Волк. Всюду ходит волк. Волк зубами щелк, щелк. |
|
Гриб.
Белый гриб рос под дубом. Этот гриб съедобный. |
|
Слон. Головой кивает слон. Слон слонихе шлет поклон. |
|
Двухсложные слова с закрытым слогом |
|
Лебедь. Лебедь летел. Лебедь летел, летел и на воду сел. |
|
Пудель.
Пудель живет у Димы. Пудель лает. |
|
Лимон. У мамы лимон. Лимон в вазе. |
|
Дятел.
Дятел сидит. Дятел сидит на дереве. |
|
Камыш. В тиши шумят камыши. На болоте камыши. |
|
Щенок.
Щенок пищит. Он хочет молока. |
|
Двухсложные слова со стечением в середине слова |
|
Пальма.
Толя и Аня сидят у пальмы. На пальме бананы. |
|
Коньки. У Вовы коньки. Вове купили коньки. |
|
Туфли.
У Тани туфли. У Тани мамины туфли. |
|
Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных |
|
Поднос У Полины поднос. На подносе лежат лимон и вишня. |
|
Тюльпан.
Тюльпан растет у окна. Тюльпан я отдам маме. |
|
Фонтан. В парке фонтан. У фонтана дети. |
|
Трехсложные слова с закрытым слогом |
|
Утенок.
Утенок сидит в траве. |
|
Попугай. Попугай Кеша умеет петь. А у Димы попугай говорит: «Иди, домой». |
|
Самолет.
У Алика самолет. Самолет готов к полету. |
|
Трехсложные слова со стечением согласных |
|
Капуста. Капуста полезна. Капуста, картофель — это овощи. |
|
Яблоко.
Яблоко растет на яблоне. Это яблоко кислое. |
|
Бабочка. Бабочки летели и на ромашку сели. |
|
Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом |
|
Виноград.
Алина на рынке купит виноград. Виноград бывает разных сортов. |
|
Карандаш. У Светы карандаш и альбом. Карандаш лежит в пенале. |
|
Автобус.
Автобус едет по широкой улице. В автобус села девочка и бабушка. |
|
Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова |
|
Гном. Веселый гном гуляет у фонтана. |
|
Бант.
У Катюши розовый бант на голове. Бант лежал на столе. |
|
Хлеб. Без труда хлеб не родит никогда. Хлеб надо беречь. |
|
Двусложные слова с двумя стечениями |
|
Гнездо.
Птица весело поет и гнездо вьет. В гнезде птицы. |
|
Книжки. Любые книжки можно купить в книжном магазине. |
|
Краски.
Художник купил краски. Краски и кисти лежат на столе. |
|
Трехсложные слова с двумя стечениями |
|
Матрешки. Дети играют с матрешками. Дети играют с расписными матрешками. |
|
Игрушки.
Игрушки лежат в коробке. Дети сложили игрушки в коробку. |
|
Избушка. Построили избушку из бревен. В бревенчатой избушке живет Баба-Яга. |
|
Четырехсложные слова из открытых слогов |
|
Помидоры. Помидоры растут на грядках. Из помидоров делают томатный сок. |
|
Черепаха.
У черепахи панцирь. Панцирь носит черепаха. Черепаха прячет голову от страха. |
|
Кукуруза. Кукуруза растет в поле. Из кукурузы делают масло. |
|
Четырехсложные слова со сложной слоговой структурой |
|
Сковорода. На сковороде поджарили яйцо. |
|
Экскаватор.
Экскаватор копает траншею. Экскаватор выкопал глубокую траншею. |
|
Аквариум. В аквариуме плавают рыбки. В большом аквариуме плавают разнообразные рыбки. |
Слоговые упражнения
- 6а-6да бо-бдо бу-бду
бда-бдо-бду
бда-дба
- хы-хвы хи-хви хе-хве хвы-хви-хве хви-вхи
- га-гма го-гмо гу-гму гма-гмо-гму гму-мгу
- ды-дны ди-дни де-дне дны-дни-дне дны-нды
- ка-кна ко-кно ку-кну кна-кно-кну
кно-нко
- фы-фты фи-фти фе-фте фты-фти-фте фте-тфе
- па-пту-кто мо-нмо-мно ха-тха-па гу-гды-где
При формировании слоговой структуры слова решаются задачи:
- учить детей воспроизводить на слух неречевые ритмические контуры;
- закрепить умение на слух различать длинные и короткие слова;
- учить переключению от слога к слогу;
- формировать умение произносить стечение согласных в слоге;
- учить составлять слова из разных слогов.
Закрепление слов различной слоговой структуры в загадках, стихотворениях, текстах
Загадки
Красненькая Матрёшка Беленькое сердечко
/Малина/
Прикрою и мальчишке Стрижки — коротышки
От солнца я защита-
Для того и сшита.
/Панама/
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам
На одном таком листе
Много разных новостей.
/Газета/
Вдоль по речке , по водице Плывёт лодок вереница.
/Утята/
Это чудо — кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю,
Всё сначала начинаю.
/Кубики/
Я землю копала
Ничуть не устала,
А кто мной копал,
Тот и устал.
/Лопата/
Летит подушка круглая,
Наволочка резиновая,
Вместо пуха и пера — воздух.
/Колёса/
В сенокос — горька
В мороз — сладка.
Что за ягодка?
/Рябина/
С хозяином дружит
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост — колечком.
/Собака/
Стоит Алёна —
Платок зелёный.
Тонкий стан
Белый сарафан.
/Берёза/
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
/Курица/
Если дождик, мы не тужим
Бойко топаем по лужам.
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
/Сапоги/
Толстокож , но не урод.
У него огромный рот.
Очень много он жуёт,
А зовётся…
/Бегемот/
Поверчу волшебный круг
И меня услышит друг.
/Телефон/
Пред волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Все ж попался…
/Колобок/
Из пшеницы и овса
Смотрят синие глаза.
/Василёк/
Колосится в поле рожь,
Там, во ржи цветок найдёшь.
Ярко — синие и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
/Василёк/
Сам худ, а голова с пуд.
/Молоток/
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол мешка.
/Капуста/
Филько Наталья Алексеевна
учитель- логопед, МАДОУ «Детский сад «Машенька»
Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель