Использование календарей для организации режима дня у детей с ОВЗ.

Режим дня в детском саду — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — обязательное условие правильного воспитания ребенка, ведь от этого зависит бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей.

Соблюдение режима дня, правильное чередование различных видов деятельности и отдыха, пребывание в помещении и на свежем воздухе, а также соблюдение режима питания способствует полноценному развитию детей, укреплению здоровья, восстановлению затраченной энергии, облегчает усвоение знаний, умений, норм поведения.

Рационально построенный и проводимый чётко режим обеспечивает положительное эмоциональное состояние детей, которое в свою очередь, является существенным условием полноценного физического и психического развития.

Но при обучении детей глухих, слепых, детей с ментальными нарушениями, РАС педагоги могут столкнуться со сложностями в усвоении режимных моментов.

Календари являются существенной частью обучения и развития, как слепоглухих, так и детей с множественными нарушениями и проблемами общения.

Доктор Ян ван Дайк считается основателем включения Календарей в практику обучения слепоглухих детей.

Система календарей играет важную роль в поддержке и расширении общения учащихся.

В зависимости от сенсорных навыков и потребностей детей, учащиеся могут использовать типичные формы (например, картинки, печатные формы0, также как и специальные формы (например, брайль, тактильные символы, знаки).

Календари связывают символы или формы (например, ключевые предметы, картинки) с деятельностью, которую ребенок в действительности осуществляет. Это подтверждает, что символы имеют под собой реальную основу и действительно понятны.

Календари значительно увеличивают значение общения, связывая символ с деятельностью. Календари могут дать учащимся мотив для общения. Передавая предмет взрослому, учащиеся дают повод начать деятельность.

Темы, обсуждаемые в календаре, это то, в чем отдельный ребенок наиболее заинтересован и понимает (например, повседневные действия). Материалы календаря и специальные приемы в режиме дня помогают ребенку понять, о какой теме или деятельности говорит учитель, и дают ему возможность разделить общую тему. Структура календаря позволяет вам легко вводить новые темы для обсуждения, так, что выбор учащихся не ограничен.

Формы календарей являются временными структурами. Эти формы систематически прогрессируют, начиная от ограничения временных рамок в направлении систем ожидания, ежедневных календарей, еженедельных, календарей на несколько недель, ежемесячных и ежегодных. Они создаются так, чтобы они аккуратно отражали внутреннее восприятие времени учащимися (например, обобщенное обозначение прошлого-будущего, дней, недель, месяцев).

Существуют предварительный, ежедневный и расширенный календари.

Предваряющий календарь – самый простой указатель времени в иерархии календарей. Предваряющие календари вводят начальные временные понятия прошлого и будущего. На этом уровне, прошлое ребенка состоит из действий, только что завершенных, а его будущее – это деятельность, которая предстоит. Система предваряющих календарей обеспечивает чувство безопасности, потому что ребенок знает, что произойдет затем. Предваряющий календарь сообщает о неожиданных изменениях в распорядке дня ребенка заранее, чтобы он был к ним готов. Предваряющие календари поднимают уровень реагирования через ожидание. Они дают ребенку возможности вспомнить действия, предметы, местонахождение и людей, которые связанны с событиями, и отреагировать. Этот предваряющий календарь расширяет представления ребенка о будущем, включая два вида деятельности.

При создании календаря необходимо учитывать, что форма календаря должна обучать начальным умениям использования показателей времени. Каждый контейнер должен быть определенным, так как они представляют собой прошлое и будущее. Определенные контейнеры показывают, что занятие по музыке закончилось и сейчас будет обед.

Для обучения прошлому выбирается предмет из того вида деятельности, которую ребенок знает. Окончание деятельности может быть представлено путем помещения предметного символа в специальный контейнер окончания. Предмет помещается в контейнер окончания, как только деятельность закончена, и как можно ближе к тому месту, где происходила деятельность.

При обучении концепции будущего, важно иметь контейнер, который акцентирует предъявление предмета. Предмет предъявляется непосредственно перед началом деятельности, давая ребенку ключ к тому, что что-то должно произойти. Предмет предъявляется ребенку в корзине ожидания.

На основании предваряющего календаря можно создать распорядок дня. Для этого сначала ребенка обучают понятиям времени, отбирают предметные символы для календаря, а затем используют календарь в режимных моментах. Когда в календарной системе ребенка возможны изменения, менять можно каждый раз только по одной вещи. После того как ребенок постоянно будет ассоциировать 2 или 3 предметных символа с соответствующими видами деятельности (например, видит символ, обозначающий «гулять», и неожиданно перестает суетиться), добавьте больше предметных ключей, увеличивая количество инструкций в распорядке дня и отбирая новые символы для их обозначения.

Предметный символ отбирается для представления каждого вида деятельности. Возможно, что два ребенка могут иметь различные символы для одного и того же вида деятельности (рисование), потому что они реагируют на разные вещи (например, кисточка или фломастер). Выбирают тот предмет, на который ребенок реагирует постоянно, или использует правильно в любимой деятельности. Для понимания детьми символов после предъявления предмета ребенку необходимо дать ему исследовать предмет полностью, чтобы понять его. Некоторые дети не узнают предмет, пока не совершат с ним действие (например, чашка не узнается как чашка, пока ее не совмещают с процессом питья). Предмет должен быть предъявлен ребенку очень близко к деятельности во времени и пространстве. После предоставления ребенку времени для обследования и узнавания предмета, переходите непосредственно к деятельности, чтобы закрепить ассоциации. Постепенно расстояние между деятельностью и предметом должно быть увеличено. Увеличение времени и расстояния позволяет ребенку начать реагировать на предмет вне контекста. Когда это происходит, ребенок начинает ожидать пре предстоящую деятельность. Для обеспечения понимания процедуры окончания для ребенка, необходимо поместить предметный символ в контейнер окончания. Контейнер окончания может представлять собой любую емкость, в которую помещаются предметные символы при завершении деятельности. В конце дня, символы для всех видов деятельности ребенка могут быть найдены в контейнере окончания.

После того, как ребенок полностью освоил календарь можно переходить к «Ежедневному календарю».

В Ежедневном календаре указатель времени или форма представляют расширенное будущее, потому что предъявлены несколько предстоящих событий. По мере того, как ребенок завершает деятельность, прошлое также расширяется. Ребенок может подойти к календарю и проверить расписание так часто, как это необходимо, чтобы убедиться и напомнить себе.

Виды деятельности могут находиться в определенной последовательности (например, за походом к медсестре следует плавание в бассейне), таким образом, может быть усилена мотивация к участию. Все ежедневные календари должны иметь устойчивые, четко определенные сегменты, чтобы ребенок мог отделить один «кусок» времени от другого. Они могут иметь символы, прикрепленные липучкой, так, что их можно легко удалить и заменить.

Календарь обеспечивает разнообразие возможностей по обучению коммуникации. Цели и задачи индивидуального обучения ребенка коммуникации должны быть всегда включены в календарь повседневной деятельности.

При создании календаря повседневной деятельности необходимо убедиться, что соответствующие индивидуальные образовательные задачи (например, коммуникация, время, поведение) включены  календарь повседневной деятельности. Ребенок поймет календарь намного быстрее, если ежедневное обсуждение по календарю будет проходить регулярно в определенное время и в определенной последовательности. Календарь должен быть постоянным, чтобы ребенок мог обследовать его, не меня организацию. Каждое утро отводите несколько минут на исследование календаря ребенком. Обязательно включать тактильно обследование, независимо от того, видит ребенок или нет. Это поможет ему затем ориентироваться в формате слева направо. Можно использовать метод «рука в руке» (вести левую руку ребенка к левому краю доски, правую над поверхностью в правую сторону одним движением). Это нужно для того, чтобы показать ему, где календарь начинается и где заканчивается. Календарь должен быть правильного размера, чтобы ребенок мог легко достать с одной стороны до другой.

Каждый раз когда проводится работа с календарем используется прием «рука в руке», ведем левую руку ребенка к левой стороне календаря. Ведем правую руку, чтобы взять первый символ и положить его в первую секцию. Повторить для всех пять секций. После того, как все секции заполнены, ведем левую руку ребенка назад в сторону и перемещаем символ его правой рукой. После проводится кратковременная беседа, касающаяся предмета. Например, если ложка используется для представления о приеме пищи, берется ложку и ребенок водит рукой ребенка, делая движения как во время еды, прежде чем перейти к столу, чтобы поесть. Это напомнит ребенку, что представляет собой предмет. Далее ребенок направояется к тому месту, где будет происходить деятельность. После деятельности, символ возвращается в календарь или в коробку окончания и деятельность обозначается как оконченная. Если ребенок задерживается на этом моменте, с ним кратко обсуждается деятельность, которая только что имела место. Далее левая рука ребенка ведется к левой стороне календарной коробки и его рукой проводится над секциями, которые завершены, до того места пока рука не окажется у символа того, что предстоит делать дальше. После некоторых инструкций по календарю, поддержка педагога сокращается, чтобы дать ребенку возможность использовать календарь самостоятельно. Важно, чтобы ребенок работал с календарем каждый день, чтобы обеспечить достаточно практики в его изучении.

С помощью календаря можно расширять временные концепции и указатели времени. Если ребенок запрашивает события, которые нельзя организовать в этот день можно сделать отдельный контейнер будущего для этих видов деятельности.

Использование календаря дома всегда полезно и может не требовать дублирования всей календарной последовательности, используемой в школе.

При использовании расширенного календаря ребенок пользуется традиционной формой. В расширенном календаре, указатель или форма времени представляет обширное прошлое или будущее. Каждый промежуток еженедельного календаря представляет день в большей степени, нежели деятельность как в ежедневном календаре. Время все еще выстраивается в последовательном движении слева направо вдоль календаря. Каждому дню недели нужен зрительный или тактильный ключ, чтобы ребенок научился определять один день от другого по его физическому местоположению в календаре. Дети сначала запоминают, что один день недели отличается от другого по конкретному виду деятельности. Таким образом, полезно выбрать главный вид деятельности и привязать его к конкретному дню недели.

Еженедельный календарь используется вместе с ежедневным календарем так, что ребенок знает, что происходит в течение каждого дня.

После того, как ребенок понимает и использует три недели, добавьте оставшееся время до месяца. Запланируйте это на первый день нового месяца.  Ежемесячные календари могут быть помещены на стену в последовательности слева направо по ходу года.

Таким образом, система календарей помогает в организации режимных моментов, поддерживает развитие и использование социального общения, обеспечивает чувство безопасности и помогает детям овладеть временными понятиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *