Использование русского народного фольклора на логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все то, что мешает свободному общению ребенка с коллективом.

Одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое, так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, является логопедическая ритмика-метод, опирающийся на связь слова, музыки и движения.

Цель логоритмического воздействия — преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге — адаптация к условиям внешней среды.

Исходя из поставленной цели, мы обратились к народной культуре, к русскому фольклору. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.

Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Повторяя за взрослым потешку в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней учим слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, которые приносят на занятия любимые герои петушок, лисичка, зайчик. Обучаем детей навыкам игры на инструментах, умениям проиграть ритм для персонажа.

В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические, исторические. При разучивании дети вовлекаются в активное взаимодействие-играют, поют, танцуют, проявляя свой индивидуальный характер и способности. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики . В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты. Объясняя детям их значение, пропеваем их медленно, скороговорчато, громко, тихо.

В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией. Пением имитируем звучание балалайки, дудочки и т. д., укрепляя мышцы языка, гортани.

Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты. В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.

В обучении игре на народных инструментах знакомим с элементами игры, выкладываем ритм мелодий, создаем свои. Ритмы закрепляем хлопками, шлепками, притопами.
Организация занятий предполагает активное участие, всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию обычно пассивных и застенчивых.

Печёнкина Кристина Олеговна
Учитель-логопед, МБОУ «Расцветская СОШ»
р. Хакасия, Усть-Абаканский район, п. Расцвет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *