Как научить ребёнка говорить правильно. Советы родителям
За последние годы участились случаи обращения родителей детей двух и трехлетнего возраста к учителю-логопеду с жалобами на отсутствие фразовой речи и речевого подражания. Родители рассказывают: «Он все понимает, а говорить не хочет!
Первый образец речи для ребенка – это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребенка. Семья – первая школа. Логопеды утверждают, что рука – это 2-ой орган речи. Массируйте пальчики ребенка, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.
С неговорящим ребенком, плохо понимающим обращенную речь, необходимо начинать работу с многократно проговариваемых ситуаций, используя режимные моменты, прогулку, игру. Называть предметы, ощущения, которые испытывает ребенок, словами: «холодно», «вкусно» и т.д. Взрослый должен говорить короткими предложениями, состоящими из двух, трех, четырех слов. При этом желательно пользоваться одинаковым набором фраз. Все слова произносить с естественной интонацией, без скандирования по слогам, но с выделением ударного гласного. Почаще задавать ребенку вопросы: «где?», «у кого?», «кто?», просить принести знакомый предмет, выполнить какое-либо поручение, связанное с игрушками, предметами домашнего обихода, одеждой, посудой и т.д. У детей должна создаться потребность общаться с взрослыми!
Рассматривайте книжки с картинками, где изображены простые знакомые сюжеты. Задайте несколько вопросов по ним: «покажи, кто идет?», «кто сидит?», «чем кушает?» и т.д.
Читайте короткие стихи, потешки, пытайтесь заинтересовать ребенка и вызвать желание повторять отдельные слова, договаривать строчку стиха.
Следующий важный этап – добиться умения объединить два слова в одном предложении: «Дай мяч!», «Вот шарик!» и т.д.
Все это следует проводить в форме игры, когда ребенок в хорошем настроении, а ни в коем случае в виде назиданий. Не забывайте хвалить ребенка, а в случае неудач подбодрить, создать положительный настрой на дальнейшие занятия.
Совершенно очевидно, что для развития говорения нужен собеседник. Мультфильмы, телевизор, радио, компьютер не способны научить ребенка разговаривать, малышу необходим живой человек для общения. При этом только мамы бывает недостаточно. Интересный факт, частично объясняющий то, что мальчики начинают говорить позже девочек, доказали американские ученые. Они заметили, что мальчики часто копируют речь папы или других мужчин в своем окружении. А как ваш муж разговаривает с вашим ребенком?
В любом случае, не затягивайте с консультацией специалиста, не бойтесь логопедической группы в садике или дополнительных занятий с логопедом.
Надо отметить, что все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носят комплексный характер, обязательно включают в себя общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости и медикаментозное лечение.
Родители помните, чем раньше обратите внимание на речевое развитие ребенка, тем лучше. Ведь, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему излагать свои мысли. Без помощи родителей ребенку трудно овладеть правильной речью. Вы должны сделать все возможное для своего малыша!
Каранова Валентина Леонидовна
учитель-логопед, МДОБУ Детский сад с.Анясево
Миякинский район, Республика Башкортостан