Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

Ведущим видом деятельности в детском саду, как известно, является игра, именно в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. И поэтому процесс обучения ребенка не может проходить без нее.

Упражнения на развитие мелкой моторики ,тактильные ощущения, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС, и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому нам, педагогам, нужно учитывать, что моторика—это двигатель, запускающий речь ребенка, и помнить слова В. Сухомлинский, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Для успешной реализации требований, изложенных в ФГОС, мы должны обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей необходимо сформировать чистую, грамматически правильную, выразительную речь. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях.

Основной формой обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является коррекционная деятельность, где осуществляется развитие языковой системы, с помощью традиционных и нетрадиционных методов и технологий.

Один из нетрадиционных приемов обучения— это применение камешков Марблс в коррекционной деятельности.

Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили своё название от английского «марбл» (то есть мраморные). Эстетическая привлекательность разноцветных камней марблс вызывает интерес у современных детей. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, приятны на ощупь, ребёнку легко выкладывать их на поверхность.

Марблс можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта дошкольников. Разноцветные шарики и камешки помогают развитию сенсорных способностей, мелкой моторики рук, внимания, речи, памяти и мышления детей.

Цель использования камешков МАРБЛС:
Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к коррекционно – развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Используя этот материал в коррекционной работе с детьми ТНР, позволяет решать множество коррекционных задач.

Различные виды игр и игровые упражнения предоставляют большие возможности для совершенствования мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности и познавательной деятельности.

Вариантов игр с камешками множество, можно придумывать их самим по своему определенному игровому сюжету. Применять камешки Марблс в своей работе с детьми дошкольного возраста может любой педагог ДОУ.

Приведем несколько вариантов игр с камешками МАРБЛС, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Использование камешков МАРБЛС при изучении лексических тем

Такие игры как:

  • «Весёлые кружочки»
  • «Выложи по контуру» Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация
  • «Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в -мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
  • «Четвёртый лишний» Цель: Развитие умения классифицировать предметы по одному признаку.
  • «Найди где» (классификация по лексическим темам)

Цель: Активизация словарного запаса по лексическим темам. Развитие мышления и внимания дошкольников.

Составление звукового анализа слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза ,закрепление цветовых обозначений звуков.

Такие игры как:

  • «Угадай, какой звук?» -мягкий или твёрдый ,гласный или согласный
  • Составление звуковой схемы слов по картинке .Ребёнок определяет характеристику заданного звука, берет камешек нужного цвета и кладет на картинку.

Работа по коррекции звукопроизношения.

  • «Лабиринты» и «Звуковые улитки» Цель этих автоматизация и закрепление произношения уже автоматизированного звука; Ход игры: Выкладывание камешков – марблс с проговариванием звука , слогов и слов с поставленным звуком.
  • Игра «Божья коровка»

Автоматизация звуков в начале слова. Здесь представлен звук [ж].

Ход игры: У божьей коровки не хватает пятнышек. Украсим её пятнышками, выбрав и назвав картинки которые начинаются со звука [ж]. В последствии картинки и звуки можно менять.

  • «Украсим цветы» игра на дифференциацию звуков.
  • Игра «Цветочная поляна»

Цель: Формирование навыков фонематического анализа.

Ход игры: Заполняем недостающие части на цветах. Камешек можно положить тогда, когда назовешь правильно первый звук в слове. Например Аист – «а», сом – «с», Удочка – «у». Слова подбираются любые.

  • Игра «Гроздь винограда»

Цель: Совершенствование умения делить слова на слоги.

Ход игры: Нужно на ветку прикрепить ягоды винограда синего, зеленого, черного, фиолетового цвета (на выбор ребенка).

Взрослый показывает картинку и называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на ветке винограда ищет маленькую ветку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т.д.

  • Игра «Тучка и дождик»

Цель: Совершенствование фонематических процессов.

Ход игры: Положить на лист сверху тучку, а снизу выложить полянку из цветов. Цветы давно не поливал дождик. Набежала туча, необходимо полить каждый цветок. Подбирай слова с заданным звуком и выкладывай камешками струйку дождя: на каждый цветок капельки ,от тучи вниз к цветку

Например, полей первый цветок, называя слова которые начинаются со звука [Ш]: шапка, шуба, шкаф, шайба и.т.д.
Второй цветок польет дождь, когда ты назовешь слова со звуком [С] в середине слова: маска, миска, каска, лиса, коса, оса.
Третий цветок польет дождь, когда ты придумаешь слова, где звук [Л] слышится в конце: гол, пенал, пол, зал, бокал, шакал.

  • «Сосчитай, не ошибись» Цель: Закрепление умения делить слова на слоги. Ход игры: Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. Нужно выложить столько камешков, сколько слогов в этом слове.

Можно сравнить слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

Профилактика дисграфии

  • Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги .Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
  • Игра «Буква» Выложить букву по контурам, по образцу, или самостоятельно(по памяти).
  • « На какую букву начинается слово?» Ребенок выкладывают «тропинки» разной протяженности из камешков, от картинки к нужной букве.

Данные игры и упражнения способствуют повышению речевой активности детей . При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается мелкая моторика рук, внимание ,мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.

Эти игры и упражнения можно применять не только в коррекционной работе, но и в общеразвивающих группах, а также в домашних условиях.

  • «Волшебный мешочек»

Достаём из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумываем слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Кузнецова Анна Сергеевна
МДОУ ДС №2 » КАЛИНКА», учитель-логопед
Московская обл., город Клин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *