Как закрепить правильное произношение звуков
Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно, по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. И если постановка звука – это задача логопеда, обладающего специальными знаниями и навыками, то автоматизация звуков – это прежде всего сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье; параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения. Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребенка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.
Во время игровых занятий с ребенком, важно соблюдать некоторые условия:
- Занятия должны быть систематическим, так как у ребенка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.
- Необходимо правильно выбирать время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого вида деятельности (игры, просмотра передачи), иначе у него, еще до начала занятия с вами, сложится негативное отношение к нему.
- Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут.
- Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно». Лучше использовать такие варианты: «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай еще раз». Главные помощники в общении с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность.
- Инструкция должна быть простой, четкой, короткой, содержать понятные ребенку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам.
- Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте их постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребенок научился правильно произносить, а также будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.
«Назови ласково предмет».
Предлагая ребенку слова, где есть нужный звук, попросите изменить их, «назвать ласково»: лодка – лодочка, кошка — кошечка, рука – рученька, щенок — щеночек.
Аналогично предыдущему проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребенок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука: роза – розы, платье – платья, машина – машины. Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать предмет, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много игрушек. В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки, ребенка необходимо исправить. Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …»
«Доскажи словечко».
«Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). Если ребенок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребенку слова, после чего подумайте вместе, какие еще слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.). Можно за правильно угаданное слово засчитывать 1 очко, меняясь с ребенком ролями.
«Подбери нужное слово».
Варианты игры:
- Предложите ребенку назвать, как можно больше предметов со звуком, который он научился правильно произносить.
Это может быть игра «Магазин»: «Представь, что ты пришел в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше. - Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придется вернуться на шаг назад.
- Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребенком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, и др. Выигрывает назвавший слово последним.
- Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к заданному обобщающему понятию: овощи, фрукты, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, геометрические фигуры.
- Рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах, предложите ребенку назвать предметы, героев и т.д. с нужным звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или знакомых, придумать клички животным, имена куклам.
«Отгадай загадку»
При закреплении звука в речи важно, чтобы ребенок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например: Я землю копала, ничуть не устала, А кто мной копал, тот и устал. (Лопата) Тогда ребенок, выучив загадку, сам сможет загадать ее кому-то, правильно проговаривая звук.
«Звук потерялся».
Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребенка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба; кома_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, и др.
Для облегчения выполнения этого задания можно использовать предметные картинки.
Когда ребенок уже не будет ошибаться в произнесении отрабатываемого звука в отдельных словах, можно переходить к закреплению его произношения в предложениях и связной речи. Но делать это конечно но же интереснее в виде игры.
«Фанты».
Правила просты: договорившись, что сейчас вы будете беседовать с ребенком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибется (неправильно произнесет звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребенок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был закрепляемый звук (Вера рисует. Рекс рычит). Последнее задание сложное, предлагать его можно, если ребенок знаком с понятием «предложение».
Заучивание стихотворений, чистоговорок.
Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно стихи, потешки или чистоговорки, а не скороговорки. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность. Чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребенка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Не требуйте произнесения в быстром темпе. Можно попросить ребенка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определенным звуком, какая чистоговорка самая длинная.
Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически ее главных героев и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки.
В литературе вы найдете множество потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.
Творческие задания.
Варианты игр:
- Речевые игры на развитие творческих способностей очень интересны и полезны для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)».
Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение. - Игра «Закончи предложение». Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком: На ветку села … . Рома рисует … . В зоопарке мы видели… . Утром я … (что делал?).
- Игра «Узнай по описанию» активизирует словарный запас ребенка, учит его употреблять новые слова. Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям. Или: Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим. Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего.
Таким образом, производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.
Конечно же родители бывают очень огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных занятий. Чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, ребенок возвращается к неправильному произношению. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит.
Поэтому, уважаемые родители, запаситесь терпением, выдержкой, никогда не торопите ребенка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, с любовью и терпением!
Чеботарева Нина Александровна
Учитель-логопед, ГБОУ Школа № 2072
г. Москва