Конспект коррекционно-развивающего занятия к лексико-грамматической теме «Посуда»
Коррекционно-образовательные задачи:
- активизировать словарь по теме;
- упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах прилагательных-антонимов, относительных прилагательных и обобщающих слов;
- закреплять навык согласования притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ с существительными, потребления словосочетаний типа «числительное + существительное»;
- закреплять навык составления простых предложений по сюжетным картинкам.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации.
- развивать внимание через нахождение недостающих деталей и нужных картинок.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Оборудование: картинка плачущей Федоры, конверт с заданиями, демонстрационный материал для д/и «Наоборот», «Без чего?», «Один-много», «Мой-моя», «Из чего», «Исключение 4-го лишнего».
Ход занятия
Организационный момент «Приветствие».
Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с друзьями, с собой, со своими ручками и ножками…
Введение в тему:
Логопед показывает фотографию плачущей Федоры.
Логопед: Кто это? (Федора) Кто такая Федора? Из какой сказки?
Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе ».
Логопед: Почему же она плачет, может она заболела?
Дети: От нее убежала посуда, потому что она ее не люби-ла, не мыла, била, запылила, закоптила.
Логопед: Ой, не мыла она посуду, не любила ее, а она взяла да и убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала Федора по лесу, посуду искала, да бегать устала, вот теперь и плачет.
- Что же делать? Как же бабушке помочь?
Раздается стук в дверь, логопед выходит и возвращается с большим конвертом.
- Посмотрите, ребята, письмо пришло. Интересно, для кого оно? (разглядывает), давайте откроем и прочитаем.
Логопед открывает конверт и читает.
«Мы вернемся к Федоре, если вы выполните все задания, которые найдете в конверте.» Посуда.
Логопед: Ребята, поможем Федоре?
Дети: Да, поможем
Логопед: Ну что ж, не будем терять времени, а то посуда потеряется или разобьется.
- Основная часть
Логопед: Первое задание.
- Д/и «Наоборот»
(Разложить картинки по парам, подобрав слова — «на¬оборот» и составить с этими словами предложение.)
Н-р: У мамы чистая кружка, а у Вани грязная. И т.д.
Логопед: Молодцы! Какие вы внимательные! С первым заданием справились. А сейчас второе задание:
- Д/и «Без чего?»
Логопед: Федора такая неаккуратная, много чашек, да и другой посуды разбила и поломала. Надо посмотреть на картинку и рассказать, чего не хватает у предметов посу-ды?
Н-р: Кастрюля без дна. Кофейник без носика….
Логопед: Молодцы, справились, похвалите друг друга и себя. А сейчас нужно выполнить третье задание:
- Д/и «Один-много»
Посмотреть на картинку и составить предложение.
Н-р: Мама несет 1 тарелку. Мама несет 5 тарелок….
Логопед: Молодцы! Все справились. Давайте отдохнем.
Физкультминутка (с движением )
Любопытная Федора Смотрит влево, смотрит вправо.
А мы ножками топ-топ,
А мы ручками хлоп-хлоп,
Головой качаем,
Дружно приседаем.
Логопед: Слушайте следующее задание.
- Д/и «Мой-моя»
Логопед: Выбрать для поваренка — мальчика из всех предметов посуды только те, про которые можно сказать МОЙ, а для поваренка-девочки только те предметы, про которые можно сказать МОЯ.
Н-р: чашка -МОЯ, нож — МОЙ,…
Логопед: И с этим заданием справились, похвалите себя. Вы готовы к следующему заданию?
- Д/и «Из чего»
Логопед: Из чего можно сделать посуду? (показывает картинки )
Дети: (по картинкам) Посуду можно сделать из хрусталя, дерева, бумаги, металла, глины, стекла, фарфора.
Логопед: Надо разложить предметы посуды по этим группам. Каждый из вас получит по 1 картинке посуды. Он должен подойти и поставить её к тому материалу, из которого он сделан и назвать его.
Н-р: чашка из фарфора — … (фарфоровая), ваза из хрусталя — … (хрустальная), ложка из дерева — … (деревянная), …
Логопед: Молодцы, похвалите друг друга. Следующее задание.
- Д/и «Исключение 4-го лишнего»
Логопед: Вы должны назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Н-р: чайная посуда (чайник, кружка, ложка) и кухонная посуда (сковорода ) — она лишняя.
Логопед: Ну, что, давайте следующее задание. (Заглядывает в конверт.) Да тут не осталось ни одного задания! Все выполнили! Какие вы молодцы, выручили Федору!
Итог.
Логопед: Ребята, вам понравились наши игры и задания? Давайте напомним Федоре еще раз, как надо обращаться с посудой, чтобы она не убегала. (Ответы детей.)
Используемая литература
- С.А. Калиниченко, М.С. Гудкова, И.П. Лиханова. Г.Е. Образцова Развитие речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Лексико-грамматические занятия «Посуда».
Луппова Руслана Алексеевна
учитель-логопед, МБОУ НШ «ПРОГИМНАЗИЯ»
г. Сургут