Конспект НОД «Путешествие в зимний лес»
Цели:
Коррекционно – образовательные цели:
- познакомить детей со звуками [т, т’], буквой т;
- учить различать звуки [т-т’] в словах;
- закреплять умение определять позицию звука в слове и находить слова с заданным звуком;
- закреплять умение правильно употреблять существительные в Предложном падеже с предлогом «на»;
- развивать диалогическую речь;
- активизировать словарный запас;
Коррекционно – развивающие цели:
- развивать фонематический анализ, представление;
- развивать направленность воздушной струи, силу выдоха;
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать мелкую и крупную моторику;
Коррекционно – воспитательные цели:
- формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: дидактическое пособие «Туча»; предметные картинки: самолет, троллейбус, трамвай, такси, вертолет, автобус; «звуковые дорожки»; звуковые символы: синие и зеленые квадраты, демонстрационный материал (зимний пейзаж с животными и птицами), кинетический песок, доски для лепки.
Ход занятия
Под музыку дети входят в зал.
Мотивационно-ориентировочный этап.
— Здравствуйте, ребята, давайте познакомимся — меня зову Галина Сергеевна. А вас?
Поисковый этап.
- — Я узнала, что вы очень любите путешествовать.
— Предлагаю вам совершить путешествие в лес.
Интересно, что же происходит сейчас в зимнем лесу? (Звучит аудиозапись различных звуков).
Практический этап.
— Ребята, какие звуки вы услышали (хруст снега, вой ветра, синичка, сова). Зимой лес наполнен различными звуками. (стук дятла)
— А что за звук вы услышали сейчас? (Ответы детей)
— Правильно, так стучит дятел по стволу дерева. Давайте вместе повторим его: тук-тук-тук.
- Знакомство со звуками [т, т’]. Характеристика звуков по акустическим и артикуляторным признакам.
Учитель-логопед:
— Что мы слышим в начале этого слова (т)? Молодцы! Это звук Т.
— А у него есть брат звук т’, который на него очень похож, но только отличается по звучанию. Произнесите его.
— Сегодня мы подружимся с этими звуками: [т, т’]. Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [т]? (стучит по бугоркам). Произнесите его и почувствуйте, как прорывается наружу воздушная струя. Попробуем спеть звук [т] (не поется). «Потяните ниточку» (не тянется — согласный). Какой это звук? (согласный, твердый). Каким квадратиком обозначим его? (синим). А теперь давайте послушаем звук т’. Он звучит мягко, каким квадратиком обозначим его? (зеленым). Какой это звук? (согласный, мягкий).
Загадка
- — Ой-ой-ой, что происходит? (учитель-логопед)
Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озёрушки
Белый снег да пёрышки…(Туча)
(появляется плоскостная таблица «Туча» со снежинками.
— Давайте сдуем эти снежинки, чтобы они не превратились в сугробы и не помешали нашей прогулке. Туча со снежинками улетела, и мы отправляемся дальше (стук дятла).
(Работа за столами)
- – А вы знаете, что дятел каждый раз стучит в новом ритме: то быстро, то медленно, то долго, то коротко. Давайте мы тоже попробуем постучать. Возьмите карандаши, я вам буду отстукивать ритм, а вы его повторять, помогая себе, произносите «та»:
• Тататататата…
• Тата – тататата …
Та-тататата, та-татата …
— Молодцы, у вас хорошо получилось!
- — Ребята, а на чем люди путешествуют, давайте вспомним транспорт, в названии которого есть звуки т или ть (показывает предметные картинки: вертолет, автобус, такси, трамвай, троллейбус, самолет).
Дети:
— На самолете, на троллейбусе, на трамвае, на такси, на автобусе, на вертолете.
Учитель-логопед:
— А мы с вами полетим на большой серебряной птице, под названием… самолет.
- Логоритмическая пауза «Самолет» (включается видео)
Поиграем в самолет?
–Ты — пилот, и я пилот!
И в заоблачную высь — поднимают руки вверх,
На самолете поднялись — поднимаются на носочки,
Повезем с собой подарки: — выполняют полуприсяды,
Мяч, — округляют ладошки и соединяют их, образуя шар
конфеты, — имитируют руками заворачивание конфет в разные стороны
зонтик яркий! — поднимают руки вверх, образуя полукруг,
Вот встречает самолет – хлопают в ладоши,
Наш знакомый зайчик Топ! – ритмичные притопы, на слове «Топ» сильно топают ногой.
- – Мы прилетели на сказочную лесную поляну, на ней нужно быть очень внимательными.
Игра «Самый внимательный»
— Давайте выясним, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное или птицу, в названии которого встречаются звуки [т, т’]. (тигр, тетерев, дятел, клёст, ястреб). (Верно, ты сегодня самый внимательный).
— А теперь нам необходимо к этим словам выложить схемы. Выберите себе по одной картинке. Если звук в названии картинки находится в начале слова соответствующий (зелёный-мягкий, синий — твёрдый) квадрат кладем в первое окошко, если в середине – во второе, а если в конце – в третье (последнее). Понятно задание? (Самостоятельная работа детей у стола)
— Вы — большие молодцы!
- – Сейчас зима, выпал снег, и вы наверняка, на прогулке уже что-нибудь лепили из него. Что больше всего вам нравится лепить из снега? (Ответы детей)
— А еще из него можно лепить буквы, вы никогда не пробовали?
Вы знаете, что такое буквы? (Звук – произносим, слышим, буква – видим, пишем). Так как снег мы не можем использовать в помещении, (почему?) я принесла свой необычный кинетический песок, из которого мы попробуем слепить букву Т.
-Потрогайте его. (определить с детьми, какой он).
-Из каких элементов состоит буква Т?
-Давайте каждый попробует слепить свою букву Т на дощечке. (Работа за столами) Молодцы, справились с заданием.
Рефлексивно-оценочный этап.
- — Скажите, где мы сегодня побывали? (Ответы детей)
— Что вам больше всего понравилось?
— Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, и я хочу угостить вас!
Мандаровская Галина Сергеевна
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №3 «Ивушка»
поселок Прохоровка, Прохоровский р-н, Белгородская обл.