Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква «И»

Задачи: формирование умения составлять предложение; формирование умения писать печатными буквами; развитие мышления, свойств внимания, слухового восприятия и фонематического слуха, формирование умения определять количество слогов в словах.

Материалы: Рабочие листы.

План ОД

  1. Приветствие
  2. Лексико-грамматический строй речи. Предложение.
  3. Чтение. Слоги.
  4. Слоговой диктант.
  5. Обучение чтению. Звук и буква И.
  6. Подвижная игра. Огород.
  7. Звуковой анализ слов. Звук И.
  8. Развитие фонематического слуха. Узнай звук.
  9. Звуковой анализ слов. Звук И.
  10. Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка.
  11. Развитие фонематического слуха и кратковременной памяти. Сказка «Курочка Ряба».
  12. Массажная пауза. Шишки.
  13. Развитие восприятия. Найди буквы.
  14. Чтение. Слоги с буквой И.
  15. Пальчиковая гимнастика. Неделя.
  16. Подготовка руки к письму. Волны.
  17. Итог

Ход занятия.

Приветствие. Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Будем с буквами дружить, Чтобы в слоги их сложить,
А потом читать слова, Чтоб умнела голова!

Лексико-грамматический строй речи. Предложение.

Педагог описывает детям предмет простыми предложениями. Дети должны дать правильный ответ.

  • Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (Собака).
  • Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (Лодка).
  • Осенью на нем не бывает красных листьев. Его плоды – жёлуди. (Дуб).
  • Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (Кошка).
  • Опишите предмет, так, чтобы мы догадались, о чём идёт речь.

Предлагаем детям самим придумать предложения.

Чтение. Слоги.

  • Прочитайте слоги, которые написаны на рабочих листах сначала построчно, а затем в столбиках.
    Дети читают слоги, переходя пальчиком от одной буквы к другой.

Слоговой диктант.
Напишите слоги под диктовку:

Обучение чтению. Звук и буква И.
Цель: развитие фонематического слуха, формирование образа букв.
Материал: рабочий лист, счётные палочки или спички.

Всё же, что ни говори, Никуда без буквы «И»:
Эта гласная красавица Очень часто нам встречается: Кит, иголка, муравьи Вот словечки с буквой «И». — Назовите слова с буквой И, которые вы услышали в стихотворении.

Придумайте свои слова со звуком И. — Звук И- гласный. Воздух проходит свободно, звук можно протянуть, пропеть.

  • Давайте скажем громко: И-И-И.
  • А теперь тихонечко, шепотом: и-и-и.
  • Как пищит комарик? (и-и-и-и).
  • Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук И.

Слова: лист, нос, собака, миска, валенок, сила, дом, рука, мир, доска, вилка, бусы и т.д.

  • Назовите звук, который стоит пред звуком И в словах: Миска (Мь), ГИРИ (Гь), ЛИПА (Ль).
  • Все согласные звуки, которые идут перед звуком И становятся мягкими.
  • Гласный звук можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.
  • Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим.

Педагог показывает карточку с изображениями буквы И.

  • Давайте сложим из палочек букву И.

Педагог выкладывает букву И из палочек на столе.

  • А теперь давайте раскрасим букву И на рабочих листах красным карандашом.
  • Мы раскрасили букву И красным карандашом, потому что она гласная.
  • Обведите буквы И по точкам, стараясь не отрывать руку от листа бумаги.

Подвижная игра. Огород.
Дети становятся в круг.

Мы пойдём в огород (шаг на месте), Много там всего растёт (развести руки в стороны): Огурцы сорвём мы с грядки (срываем воображаемые огурцы), Помидоры с кожей гладкой (руками обрисовываем круг), Толстая репка Засела в землю крепко (поставить руки на пояс и слегка покачивать корпусом влево–вправо), Длинная морковка (поднимаем руки вверх и соединяем их ладонями) От нас укрылась ловко (присесть и прикрыть голову руками). Дёргай, дёргай из земли (встаём и имитируем движение). Всё собрали — посмотри (развести руки в стороны)!

Звуковой анализ слов. Звук И.
Рабочие листы с изображениями: груша, игла, улитка, осы, индюк. Педагог предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.

  • Раскрасьте предметы, названия которых начинаются ни звук И.
  • определите количество слогов в названии предметов.
  • Придумайте предложение, состоящее из двух слов со словом ИГОЛКА.

Развитие фонематического слуха. Узнай звук.

  • Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук И.

Педагог произносит слова, интонационно выделяя в них звук И.

  • Ива, шар, индюк, ириска, астра, красный, Ира, яблоко, Никита, кит, слива, стул, аист, грабли.

Дети, услышав нужный звук, хлопают в ладоши.

Звуковой анализ слов. Звук И.

  • Найди место звука И в слове.
  • Если звук И находится в начале слова, поставьте красным карандашом точку в начале линии, если в середине слова – ставим точку в середине линии, если в конце слова – в конце линии.

Рабочие листы с изображениями: индюк, свиньи, лиса.

Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка.
Педагог медленно читает детям чистоговорку. Затем разучиваем чистоговорку вместе с детьми и просим каждого ребёнка повторить чистоговорку самостоятельно. Если дети легко произносят чистоговорку, то можно попросить их ускорить темп произношения.

  • Индюк вчера у индюка, купил два новых сапога.

Развитие фонематического слуха и кратковременной памяти. Сказка «Курочка Ряба».

  • Запомните как можно больше слов со звуком И.

Педагог рассказывает или читает сказку » Курочка Ряба».
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое. Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
Обращаем внимание, что про произнесение буква Е обозначает звук И.

Массажная пауза. Шишки.
Собирала белка шишки (перекладываем шишку из одной руки в другую), Для енота и для мышки. Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем шишку ладошками на каждый счёт), Найду шишку я опять (катаем шишку между ладошками). Три еноту и три мышке (сжимаем шишку одной рукой, затем другой), Остальные кому шишки
(катаем между ладошками шишку)?

Развитие восприятия. Найди буквы.

  • Буквы попались в сетку моряку, давайте поможем им выбраться.
  • Раскрасьте буквы И — красным цветом, буквы А — жёлтым, буквы О — синим, буквы У- зелёным.

Чтение. Слоги с буквой И.

  • Прочитайте слоги, которые написаны на рабочих листах сначала построчно, а затем по рядам.

Дети читают слоги, переходя пальчиком от одной буквы к другой.

  • Подчеркните буквы И в слогах.

Пальчиковая гимнастика. Неделя.
Вот неделя — в ней семь дней (пальчики обеих рук сжаты в кулачки), Поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам носит имя понедельник (отгибаем большой пальчик левой руки). Вторник — это день второй (отгибаем указательный пальчик левой руки), Он стоит перед средой. Серединочка-среда Третьим днём была всегда (отгибаем средний пальчик левой руки). А четверг, четвёртый день, Шапку носит набекрень (отгибаем безымянный пальчик левой руки). Пятый — пятница-сестрица, Очень модная девица (отгибаем мизинец левой руки). А в субботу — день шестой — отдыхаем всей семьёй (отгибаем большой пальчик правой руки). И последний — воскресенье
(отгибаем указательный пальчик правой руки)! Назначаем днём веселья (делаем руками с растопыренными пальчиками «фонарики»).
Подготовка руки к письму. Волны.

Рабочий лист с волнами, нарисованными точками.

  • Чтобы буквы никогда больше не попадали в сеть морякам, надо, чтобы сеть затонула.
  • Давайте нарисуем море и сеть утонет.

Дети обводят волны на рабочем листе.
Подведение итогов.

Татарникова Наталья Владимировна
учитель-логопед
г. Елец, Липецкая обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *