Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква «И»
Задачи: формирование умения составлять предложение; формирование умения писать печатными буквами; развитие мышления, свойств внимания, слухового восприятия и фонематического слуха, формирование умения определять количество слогов в словах.
Материалы: Рабочие листы.
План ОД
- Приветствие
- Лексико-грамматический строй речи. Предложение.
- Чтение. Слоги.
- Слоговой диктант.
- Обучение чтению. Звук и буква И.
- Подвижная игра. Огород.
- Звуковой анализ слов. Звук И.
- Развитие фонематического слуха. Узнай звук.
- Звуковой анализ слов. Звук И.
- Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка.
- Развитие фонематического слуха и кратковременной памяти. Сказка «Курочка Ряба».
- Массажная пауза. Шишки.
- Развитие восприятия. Найди буквы.
- Чтение. Слоги с буквой И.
- Пальчиковая гимнастика. Неделя.
- Подготовка руки к письму. Волны.
- Итог
Ход занятия.
Приветствие. Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Будем с буквами дружить, Чтобы в слоги их сложить,
А потом читать слова, Чтоб умнела голова!
Лексико-грамматический строй речи. Предложение.
Педагог описывает детям предмет простыми предложениями. Дети должны дать правильный ответ.
- Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (Собака).
- Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (Лодка).
- Осенью на нем не бывает красных листьев. Его плоды – жёлуди. (Дуб).
- Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (Кошка).
- Опишите предмет, так, чтобы мы догадались, о чём идёт речь.
Предлагаем детям самим придумать предложения.
Чтение. Слоги.
- Прочитайте слоги, которые написаны на рабочих листах сначала построчно, а затем в столбиках.
Дети читают слоги, переходя пальчиком от одной буквы к другой.
Слоговой диктант.
Напишите слоги под диктовку:
Обучение чтению. Звук и буква И.
Цель: развитие фонематического слуха, формирование образа букв.
Материал: рабочий лист, счётные палочки или спички.
Всё же, что ни говори, Никуда без буквы «И»:
Эта гласная красавица Очень часто нам встречается: Кит, иголка, муравьи Вот словечки с буквой «И». — Назовите слова с буквой И, которые вы услышали в стихотворении.
Придумайте свои слова со звуком И. — Звук И- гласный. Воздух проходит свободно, звук можно протянуть, пропеть.
- Давайте скажем громко: И-И-И.
- А теперь тихонечко, шепотом: и-и-и.
- Как пищит комарик? (и-и-и-и).
- Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук И.
Слова: лист, нос, собака, миска, валенок, сила, дом, рука, мир, доска, вилка, бусы и т.д.
- Назовите звук, который стоит пред звуком И в словах: Миска (Мь), ГИРИ (Гь), ЛИПА (Ль).
- Все согласные звуки, которые идут перед звуком И становятся мягкими.
- Гласный звук можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.
- Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим.
Педагог показывает карточку с изображениями буквы И.
- Давайте сложим из палочек букву И.
Педагог выкладывает букву И из палочек на столе.
- А теперь давайте раскрасим букву И на рабочих листах красным карандашом.
- Мы раскрасили букву И красным карандашом, потому что она гласная.
- Обведите буквы И по точкам, стараясь не отрывать руку от листа бумаги.
Подвижная игра. Огород.
Дети становятся в круг.
Мы пойдём в огород (шаг на месте), Много там всего растёт (развести руки в стороны): Огурцы сорвём мы с грядки (срываем воображаемые огурцы), Помидоры с кожей гладкой (руками обрисовываем круг), Толстая репка Засела в землю крепко (поставить руки на пояс и слегка покачивать корпусом влево–вправо), Длинная морковка (поднимаем руки вверх и соединяем их ладонями) От нас укрылась ловко (присесть и прикрыть голову руками). Дёргай, дёргай из земли (встаём и имитируем движение). Всё собрали — посмотри (развести руки в стороны)!
Звуковой анализ слов. Звук И.
Рабочие листы с изображениями: груша, игла, улитка, осы, индюк. Педагог предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.
- Раскрасьте предметы, названия которых начинаются ни звук И.
- определите количество слогов в названии предметов.
- Придумайте предложение, состоящее из двух слов со словом ИГОЛКА.
Развитие фонематического слуха. Узнай звук.
- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук И.
Педагог произносит слова, интонационно выделяя в них звук И.
- Ива, шар, индюк, ириска, астра, красный, Ира, яблоко, Никита, кит, слива, стул, аист, грабли.
Дети, услышав нужный звук, хлопают в ладоши.
Звуковой анализ слов. Звук И.
- Найди место звука И в слове.
- Если звук И находится в начале слова, поставьте красным карандашом точку в начале линии, если в середине слова – ставим точку в середине линии, если в конце слова – в конце линии.
Рабочие листы с изображениями: индюк, свиньи, лиса.
Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка.
Педагог медленно читает детям чистоговорку. Затем разучиваем чистоговорку вместе с детьми и просим каждого ребёнка повторить чистоговорку самостоятельно. Если дети легко произносят чистоговорку, то можно попросить их ускорить темп произношения.
- Индюк вчера у индюка, купил два новых сапога.
Развитие фонематического слуха и кратковременной памяти. Сказка «Курочка Ряба».
- Запомните как можно больше слов со звуком И.
Педагог рассказывает или читает сказку » Курочка Ряба».
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое. Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
Обращаем внимание, что про произнесение буква Е обозначает звук И.
Массажная пауза. Шишки.
Собирала белка шишки (перекладываем шишку из одной руки в другую), Для енота и для мышки. Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем шишку ладошками на каждый счёт), Найду шишку я опять (катаем шишку между ладошками). Три еноту и три мышке (сжимаем шишку одной рукой, затем другой), Остальные кому шишки
(катаем между ладошками шишку)?
Развитие восприятия. Найди буквы.
- Буквы попались в сетку моряку, давайте поможем им выбраться.
- Раскрасьте буквы И — красным цветом, буквы А — жёлтым, буквы О — синим, буквы У- зелёным.
Чтение. Слоги с буквой И.
- Прочитайте слоги, которые написаны на рабочих листах сначала построчно, а затем по рядам.
Дети читают слоги, переходя пальчиком от одной буквы к другой.
- Подчеркните буквы И в слогах.
Пальчиковая гимнастика. Неделя.
Вот неделя — в ней семь дней (пальчики обеих рук сжаты в кулачки), Поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам носит имя понедельник (отгибаем большой пальчик левой руки). Вторник — это день второй (отгибаем указательный пальчик левой руки), Он стоит перед средой. Серединочка-среда Третьим днём была всегда (отгибаем средний пальчик левой руки). А четверг, четвёртый день, Шапку носит набекрень (отгибаем безымянный пальчик левой руки). Пятый — пятница-сестрица, Очень модная девица (отгибаем мизинец левой руки). А в субботу — день шестой — отдыхаем всей семьёй (отгибаем большой пальчик правой руки). И последний — воскресенье
(отгибаем указательный пальчик правой руки)! Назначаем днём веселья (делаем руками с растопыренными пальчиками «фонарики»).
Подготовка руки к письму. Волны.
Рабочий лист с волнами, нарисованными точками.
- Чтобы буквы никогда больше не попадали в сеть морякам, надо, чтобы сеть затонула.
- Давайте нарисуем море и сеть утонет.
Дети обводят волны на рабочем листе.
Подведение итогов.
Татарникова Наталья Владимировна
учитель-логопед
г. Елец, Липецкая обл.