Конспект открытого индивидуального занятия «По пути в Ромашково»
Форма занятия: индивидуальная
Цель: автоматизировать звук [Ш] в словах, фразовой речи;
Задачи:
- Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ш] в словах, фразовой речи; закрепить знание правил и знаков дорожного движения.
- Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику и направленную воздушную струю; продолжать развивать фонематический слух и восприятие (выделять заданный звук в слове); формировать навыки слогового анализа и синтеза (делить слова на слоги); развивать лексико-грамматические категории (согласование существительных с числительными); развивать активный словарь и фразовую речь; развивать координацию речи с движением; развивать логическое мышление.
- Коррекционно-воспитательная: воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: картинки (шоколад, торт, брошь, ковш, вишня, шина, колесо, машина, шум), карточки с заданиями (игра «Четвертый лишний», игра «Закончи предложение», игра «Логопедический поезд»), мольберт со схематическим изображением пути, кукла Рома и Маша
Ход логопедического занятия
Здравствуй, София! Поздоровайся с гостями и проходи к столу.
Вводная часть.
Организационный момент
— София, ты любишь путешествовать? (Да)
— Сегодня и мы с тобой отправимся в путешествие в деревню Ромашково, где живет мальчик и девочка. Их имена спрятались в этом названии. Ты уже догадалась как их зовут? (Рома и Маша)
— Они приготовили для тебя сюрприз, если ты выполнишь все задания по пути к ним. А на чем мы поедем, ты узнаешь, если разгадаешь мою загадку.
Шуршат четыре шины
В дороге у … (машины).
Демонстрация машинки.
Основная часть.
— Наша машина готова к отправлению?
— А мы готовы к путешествию? Перед дорогой нашему язычку нужно немного размяться, давай вместе с ним выполним упражнения:
Надувание щек. Набирать воздух то за левую, то за правую щеки, а затем за обе сразу и лопнуть как воздушный шарик.
«Лопаточка»-рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении 5 сек.
«Окошечко» «Иголочка»-улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его, рот не закрывать (3-4 раза).
«Часики»— улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому (6-8 раз).
«Качели»-улыбнуться, открыть рот, поднять язык к носу, затем опустить к подбородку (4-5 раз).
«Трубочка». Сначала язык высунуть изо рта свернутым в трубочку, затем рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно.
«Фокус» — открыть рот, поднять широкий язык к носу, сделать вдох носом, подуть через язык на нос. (3-5 раз)
— Как шуршат шины? (Изолированное длительное произнесение звука Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)
— Можно и в путь отправляться, а чтобы в пути не случилось беды, мы должны соблюдать правила дорожного движения.
— Какой сигнал светофора должен загореться, чтобы машина начала движение? (Зеленый сигнал светофора),
— А чтобы он зажегся тебе нужно правильно выполнить следующее задание.
- «4-й лишний». Перед тобой 4 картинки, назови, что на них нарисовано и выбери одну лишнюю, обрати внимание на первый звук в словах:
Шина, колесо, шлагбаум, шум
— А теперь послушай слова и выбери лишнее:
Шуршит, шипит, дребезжит, шелестит.
— Молодец! Смотри, нам светит зеленый сигнал, можно в путь. (Ведет игрушечную машинку на магните по макету и подъезжает к знаку «Пешеходный переход»)
Придется сделать остановку, потому что впереди знак. Как он называется? Правильно «Пешеходный переход». А для того, чтобы продолжить путь, мы должны посчитать пешеходов, не забывай следить за произношением звука ш!
- «Один, два, пять»
Один – пешеход
Два — …(пешехода)
Пять — …(пешеходов)
Молодец!
Физминутка «Едем, едем на машине…»
— Давай поиграем!
Завели машину (вращения руками перед грудью)
Накачали шину «Насос». (Говорит София)
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей. (вращение воображаемого руля) (Логопед)
Едем, едем на машине, (движения рулем)
Нажимаем на педаль (сгибать и вытягивать ногу) (София)
Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль. (ладонь ко лбу)
Дворники счищают стекла,
Вправо, влево — чистота. (Логопед)
Волосы ерошит ветер (шевелить пальцами)
Мы шоферы хоть куда! (поднять большой палец) (Вместе)
— Едем дальше!
— София, смотри — светофор (не работает), что с ним не так? (не горят огни светофора).
— Чтобы он заработал нужно выполнить следующее задание.
- Упражнение «Закончи предложение»
— Я буду проговаривать начало предложения, а ты — выбирать картинку-подсказку и заканчивать его. Хорошо! (Да)
Примерные предложения:
1.Улицу переходят … (пешеходы).
2.По дороге едут … (машины).
3.У машины сдулись… (шины).
4.Полицейский останавливает … (машину).
— Молодец! Загорелся зеленый свет, мы отправляемся дальше в путь.
(Подъезжаем к знаку)
Придется сделать остановку, потому что впереди знак. Как он называется? Правильно «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Посмотри, на рельсах на переезде стоит поезд, у которого пустые вагоны и он не сдвинется с места, пока мы не загрузим в них картинки, в названии которых есть звук Ш.
- Игра – « Логопедический поезд»
В первом вагончике будут слова, в названии которых один слог.
Во втором вагончике – слова, в названии которых два слога.
В третьем вагончике – слова, в названии которых три слога. Понятно? (да)
Шоколад, каша, торт, брошь, ковш, вишня (Ребенок выполняет задание)
Поезд отправился, а мы подъезжаем к Ромашково.
Заключительная часть
Итог:
— Вот мы и на месте! Рома и Маша очень рады, что мы добрались к ним гости без проишествий. И за это они вручают сюрприз. (Софии вручают три шарика по цветам светофора)
— София, что тебе напоминает этот сюрприз? (Цвета светофора)
— Тебе понравилось наше путешествие? (Да)
— Мне тоже понравилось, ты очень старалась, выполняла все задания. А теперь Рома и Маша возвращаются к себе в Ромашково, а нам пора прощаться!
— До свидания!
Мандаровская Галина Сергеевна
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №3 «Ивушка»
поселок Прохоровка, Прохоровский р-н, Белгородская обл.