Развитие связной речи у детей четвертого года жизни

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Поэтому для того чтобы связная речь хорошо и правильно развивалась, нужно развивать мышление.

Выбирать игры нужно в  соответствии возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

Предлагаем рассмотреть развитие связной речи по возрастам и начнем с четвертого года жизни.

Дети четвертого года жизни пользуются речью, легко вступают в контакт. Дети сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательная потребность увеличивается. Дети строят предложения из 4-5 слов. В этом возрасте дети еще с трудом самостоятельно рассказывают о событиях, которые видел. Дети говорят короткими предложениями, не всегда соблюдают последовательность в изложении событий. Понять ребенка без дополнительных вопросов нельзя.

Трудно малышам описывать содержание сюжетной картинки. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольших рассказов возможно, но это скорее всего рассказ наизусть, т.к. в этом возрасте у детей хорошая память и знакомую сказку они хорошо помнят, поэтому могут легко запомнить длинную сказку которую ребенку часто читают. Эту способность нужно поощрять, т.к. это помогает развивать языковое чувство ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение.

Т.О. на четвертом году жизни связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность, пересказ знакомой сказки возможен. Отсюда следует, нужно обращать внимание и обогащать словарный запас у детей.

Давать играть детям в сюжетно-ролевые игры, настольные игры, таких как тематическое лото, пополнять словарь через игры такие как «Кто как передвигается», «Угадай по описанию», «Части предмета», конечно же отгадывание загадок, развивать диалогическую речь через излюбленную игрушку телефон, разыгрывание знакомых сказок.

Хочу еще раз повториться, что к четвертому году жизни ребенок способен пересказывать сказку, рассказы, стихи. Первоначально пересказ возможен  в форме ответов на вопросы.  Хорошо в этот возрастной период использовать метод театрализации, когда дети проигрывают знакомые им сказки, именно хорошо знакомые.

В этом возрасте идет работа над по обучения пересказа. При пересказе очень хорошо идет метод пиктограмм или метод наглядного моделировнаия, этот может быть использован в работе над всеми видами связного

Пиктограмма относится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Суть использования пиктограмм заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание  придумывается изображение, таким образом, зарисовывается всё стихотворение. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Таким образом, метод наглядного моделирования или метод пиктограмм  необходимо  использовать как в системе индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста, так и в групповой работе с детьми. Особенностью пиктограмм является, то что ребенок вместе со взрослым может рисовать быстрые картинки. Лучше брать текст с наличием динамического сюжета, который легко изобразить. Перед стихотворением шла предшествующая работа, об осени ее характерных чертах.

 

Зайка и дождь.

Сидит зайка на полянке, греется на солнышке (зайка под солнышком). Но вот туча набежала,  туча солнышко накрыла (туча, закрывает солнышко). А из тучи дождь полил (рисуем полосы дождя). Зайчик спрятался в кусты (рисуем кусты). Под кустом сухо, не намокнет зайкина шубка (дождь вокруг, а под кустом — нет).

Дети очень любят играть с волшебным мешочком, коробочкой, этот способ можно обыгрывать на разный возраст и решать различную задачу. Предлагаю поиграть в нее, где будем развивать описательные рассказ.

Ребенок опускает руку и говорит какой это предмет.

Воспитатель: У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить правило: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам.

Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры.

Уважаемый продавец! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети.

Продавец продает покупателю мяч.

Спасибо! Какой красивый мяч!

Воспитатель предлагает любому из детей совершить следующую покупку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки. В течение игры роль продавца могут выполнять несколько детей поочередно.

Дмитрива Елена Сергеевна
учитель-логопед
МАДОУ центр развития ребенка — детский сад № 96
г. Томск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *