Конструктор логопедического занятия для детей старшего возраста. Тема: «Сокровища пиратов»
Тип занятия: Коррекционное
Форма совместной деятельности: игра-путешествие.
Форма организации: подгрупповая.
Цель занятия: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные: закрепление звука [Р] на материале слогов, слов, предложений с употреблением его в различных позициях, совершенствование фонематических представлений.
Коррекционные: развивать мелкую и артикуляционную моторику, развивать фонематический слух и восприятие, обогащение и расширение словарного запаса, развитие воображения, мышления, пространственной ориентации.
Воспитательные: формировать положительную мотивацию на занятии, формирование функции самоконтроля
за правильным звукопроизношением.
Оборудование: ноутбук, проектор, дыхательные тренажёры, зеркала, удочки, музыкальные инструменты, карточки со звуковыми дорожками, карточки с заданиями, картинки со звуком [Р]
Ход образовательной деятельности
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1.Организационный этап.
Звучит музыка из фильма «Пираты Карибского моря». |
Педагог, переодетый в пирата, встречает детей
Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, кто я? Тогда сначала вам нужно одеться как пираты. |
Дети входят в кабинет
Здравствуйте! Да, знаем — пират. Хотим! (педагог помогает детям преобразиться). |
Заинтересованность детей |
Сообщение темы занятия. | В морском путешествии нас ждут приключении и задания. Если мы все выполним, сможем найти клад. Будьте внимательными, красиво и четко произносите звук [Р]. Тогда нас ждет успех! | Дети настраиваются на занятие | Положительный настрой на занятие. |
Дыхательная гимнастика | Чтобы наш корабль поплыл, нам нужен ветер. Поможем?
Как здорово у вас получилось! Посмотрите ребята у меня есть карта, а на ней отмечено место, где спрятаны сокровища. Давайте попробуем их найти и узнать, что же там? Занимайте места, мы отправляемся в путешествие. |
Дети выполняют упражнение
« Надуем паруса» Дети занимают свои места на корабле. Звучит музыка из фильма «Пираты Карибского моря» |
Развитие дыхательной мускулатуры, дыхательного аппарата, правильного речевого выдоха. |
2. Основная деятельность
Артикуляционная гимнастика На проекторе картинка джунглей и обезьян. |
Смотрите, это остров Обезьян. А обезьяны любят покривляться. Давайте вместе с ними сделаем гимнастику. Наша гимнастика им должна понравиться. | Звучит музыка из мультфильма «РИО» — «Таката». Под эту музыку выполняют артикуляционную гимнастику. | Развитие артикуляционного аппарата |
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам | Давайте мы с вами вспомним, как произносим звук [Р]. Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук
Что ещё вы знаете о звуке [Р]? |
Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Дуем на кончик языка, он дрожит.
Звук [Р] согласный, произносится твердо и звонко. |
Закрепление представления о правильном артикуляционном укладе и акустических особенностях звука [Р] |
Автоматизация звука [Р] изолированно | Выходим в открытое море. Плывем по волнам. Ведём пальчиком дорожке и произноси звук [Р] | Дети выполняют упражнение «Звуковые дорожки» | Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] изолировано |
Автоматизация звука [Р] в слогах.
На проекторе картинка Попугая Бруно |
Внимание, прямо по курсу вижу остров. Давайте выйдем и посмотрим, что это за остров. Ребята, да это остров Попугая Бруно.
Он приготовил вам задание. Я вам буду говорить слоги, а вы должны найти картинки, которые начинаются на эти слоги. Какие вы молодцы!!!! |
Дети выполняют задания. | Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в слогах |
Физкультминутка | Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе со мной.
Над волнами чайки кружат, Брызги пены, |
Кружатся
Машут руками, словно крыльями Встряхивают кисти рук Прикладывают руку к уху Обнимают себя или друга |
Двигательная активность |
Развитие фонематического слуха
На проекторе картинка индейцев |
Мне кажется, мы приближаемся к какому-то острову. Это остров индейцев Тумба — юмба. Я слышала, что они очень любят танцевать и играть на музыкальных инструментах. И чтобы их не разгневать, нужно с помощью инструментов проиграть слова по слогам, но только те, в которых есть звук [Р]. Ведь только так они понимают язык. | Дети разбирают инструменты и проигрывают слова по слогам | Умение слышать заданный звук в словах |
Автоматизация звука [Р] в словах | Ребята, у нас кончаются запасы еды. Давайте попробуем из моря выловить рыбок с чем-то съедобным. Но только, в словах должен обязательно быть звук [Р].
Молодцы! Теперь я точно знаю, что мы не пропадем. |
У детей удочки с магнитом на леске. Ребята ловят рыбок, на которых нарисованы картинки с предметами, в которых есть звук [Р]. | Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в словах |
Автоматизация звука [Р] в предложениях
На проекторе картинка Пирата Джека |
Мы подплыли к острову Пирата Джека, где спрятаны сокровища. А сокровища спрятаны в сундуке. На сундуке замок, к которому нужно подобрать шифр.
Пират Джек смотрит со своего корабля на остров в подзорную трубу. Посмотри и назови, что он увидел. Шифром будут наши предложения, которые мы должны составить. Вы справились и с этим заданием. Можно открывать сундук. |
Дети составляют предложения.
Дети открывают сундук, в котором сладкий приз и диплом. |
Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в предложениях |
3. Заключительный этап. Рефлексия | Вот и подошло к концу наше морское путешествие. Вы справились со всеми заданиями! И я надеюсь, что вы всегда будете правильно произносить звук [Р] в словах и в предложениях!
Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? Желаю вам красивой и правильной речи!!! |
Делятся впечатлениями |
Сорогина Ирина Юрьевна
учитель-логопед, БМАДОУ «Детский сад №13»
Свердловская обл., г. Березовский, поселок Кедровка