Конструктор логопедического занятия для детей старшего возраста. Тема: «Сокровища пиратов»

Тип занятия: Коррекционное
Форма совместной деятельности: игра-путешествие.
Форма организации: подгрупповая.
Цель занятия: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи:
Образовательные: закрепление звука [Р] на материале слогов, слов, предложений с употреблением его в различных позициях, совершенствование фонематических представлений.
Коррекционные: развивать мелкую и артикуляционную моторику, развивать фонематический слух и восприятие, обогащение и расширение словарного запаса, развитие воображения, мышления, пространственной ориентации.
Воспитательные: формировать положительную мотивацию на занятии, формирование функции самоконтроля
за правильным звукопроизношением.

Оборудование: ноутбук, проектор, дыхательные тренажёры, зеркала, удочки, музыкальные инструменты, карточки со звуковыми дорожками, карточки с заданиями, картинки со звуком [Р]

Ход образовательной деятельности 

Этапы занятия Деятельность логопеда Деятельность обучающихся Планируемый результат
1.Организационный этап.

Звучит музыка из фильма «Пираты Карибского моря».

Педагог, переодетый в пирата, встречает детей

Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, кто я?
А вы  хотели бы на время превратиться в пиратов и отправиться со мной в путешествие?

Тогда сначала вам нужно одеться  как пираты.

Дети входят в кабинет

Здравствуйте!

Да, знаем — пират. Хотим!

(педагог помогает детям преобразиться).

Заинтересованность детей
Сообщение темы занятия. В морском путешествии нас ждут приключении и задания. Если мы все выполним, сможем найти клад. Будьте внимательными, красиво и четко произносите звук  [Р]. Тогда нас ждет успех! Дети настраиваются на занятие Положительный настрой на занятие.
Дыхательная гимнастика Чтобы наш корабль поплыл, нам нужен ветер. Поможем?

Как здорово у вас получилось! Посмотрите ребята у меня есть карта, а на ней отмечено место, где спрятаны сокровища. Давайте попробуем их найти и узнать, что же там? Занимайте места, мы отправляемся в путешествие.

Дети выполняют упражнение

« Надуем паруса»

Дети занимают свои места на корабле. Звучит музыка из фильма «Пираты Карибского моря»

Развитие дыхательной мускулатуры, дыхательного аппарата, правильного речевого выдоха.
2. Основная деятельность

Артикуляционная гимнастика

На проекторе картинка джунглей и обезьян.

Смотрите, это остров Обезьян. А обезьяны любят покривляться. Давайте вместе с ними сделаем гимнастику. Наша гимнастика им должна понравиться.  Звучит музыка из мультфильма «РИО» — «Таката». Под эту музыку  выполняют артикуляционную гимнастику.  Развитие артикуляционного аппарата
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам Давайте мы с вами вспомним, как произносим звук [Р]. Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук

Что ещё вы знаете о звуке [Р]?

Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Дуем на кончик языка, он дрожит.

Звук [Р] согласный, произносится твердо и звонко.

Закрепление представления о правильном  артикуляционном укладе и акустических  особенностях звука [Р]
Автоматизация звука [Р] изолированно Выходим в открытое море. Плывем по волнам. Ведём  пальчиком дорожке  и произноси звук [Р] Дети выполняют упражнение «Звуковые дорожки» Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] изолировано
Автоматизация звука [Р] в слогах.

На проекторе картинка Попугая Бруно

Внимание, прямо по курсу вижу остров. Давайте выйдем и посмотрим, что это за остров.  Ребята, да  это остров Попугая Бруно.

Он приготовил вам задание. Я вам буду говорить слоги, а вы должны найти картинки, которые начинаются  на эти слоги.

Какие вы молодцы!!!!

Дети выполняют задания. Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в слогах
Физкультминутка Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе со мной.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.

Брызги пены,
Шум прибоя
А над морем – мы с тобою!
А теперь дальше в путь!

Кружатся

Машут руками, словно крыльями

Встряхивают кисти рук

Прикладывают руку к уху

Обнимают себя или друга

 Двигательная активность
Развитие фонематического слуха

На проекторе картинка индейцев

Мне кажется, мы приближаемся к какому-то острову. Это остров индейцев Тумба — юмба. Я слышала, что они очень любят танцевать и играть на музыкальных инструментах. И чтобы их не разгневать, нужно с помощью инструментов проиграть слова по слогам, но только те, в которых есть звук [Р]. Ведь только так они понимают язык. Дети  разбирают инструменты и проигрывают слова по слогам Умение слышать заданный звук в словах
Автоматизация звука [Р] в словах Ребята, у нас кончаются запасы еды.  Давайте попробуем из моря выловить рыбок с чем-то съедобным. Но только, в словах должен обязательно быть звук [Р].

Молодцы! Теперь я точно знаю, что мы не пропадем.

У детей  удочки с магнитом на леске. Ребята ловят рыбок, на которых нарисованы картинки с предметами, в которых есть  звук [Р]. Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в словах
Автоматизация звука [Р] в  предложениях

На проекторе картинка Пирата Джека

Мы подплыли к острову Пирата Джека, где спрятаны сокровища. А сокровища спрятаны в сундуке. На сундуке замок, к которому нужно подобрать шифр.

Пират Джек смотрит со своего корабля на остров в подзорную трубу. Посмотри и назови, что он увидел. Шифром будут наши предложения, которые мы должны составить.

Вы справились и с этим заданием. Можно открывать сундук.

Дети составляют предложения.

Дети открывают сундук, в котором сладкий приз и диплом.

Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в предложениях
3. Заключительный этап. Рефлексия Вот и подошло к концу наше морское путешествие. Вы справились со всеми заданиями! И я надеюсь, что вы всегда будете правильно произносить звук [Р] в словах и в предложениях!

Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего?

Желаю вам красивой и правильной речи!!!

Делятся впечатлениями

Сорогина Ирина Юрьевна
учитель-логопед, БМАДОУ «Детский сад №13»
Свердловская обл., г. Березовский, поселок Кедровка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *