Игровые приёмы при автоматизации звуков

Количество детей с нарушением звукопроизношения в современное время возрастает. Ребёнок с правильным произношением чувствует себя намного успешней, чем ребёнок с нарушениями речи. Для детей успешность очень важна, поэтому ребёнку с нарушениями  необходимо помочь. Здесь появляется актуальность логопедической коррекции.

Логопед проводит диагностику ребёнка с нарушениями речи и выстраивает план дальнейшей работы. Коррекция звукопроизношения у детей разделяется на несколько этапов.

Первоначально проводится работа по следующим направлениям:

  • развитие слухового внимания, слухового восприятия;
  • формирование правильного дыхания, посредством дыхательной гимнастики;
  • развитие артикуляционной моторики посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие мелкой моторики.

На втором этапе проводится постановка необходимого звука.

На третьем этапе происходит автоматизация звука в слогах, словах,  словосочетаниях, предложениях, текстах с дальнейшим введением этого звука в связную речь.

Четвёртый этап включает в себя работу на дифференциацию звуков.

Одним из важных этапов  в коррекции звукопроизношения  является автоматизация звуков. Данный этап может проходить длительное время.  Ведь многие дети на этапе автоматизации сталкиваются с проблемой «кабинетной речи». Выходя после занятия многие дети забывают о том, что нужно правильно произносить слова, фразы, предложения, т.е.  «оставляют своё правильное произношение в кабинете» и возвращаются к привычному воспроизведению неправильных по артикуляции звуков в повседневной жизни.  Вот здесь и происходит демонстрация своего мастерства, в которой логопед транслирует свои приёмы при автоматизации звуков. У каждого специалиста несколько приёмов в его арсенале и для каждого ребёнка логопед подбирает те, которые он считает наиболее эффективными в данный момент.

В возрасте до 7 лет ведущей деятельностью детей является игровая. Многие известные педагоги и психологи, такие как Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин, выделяли большую значимость включения игры в процесс обучения.

К. Д. Ушинский неоднократно акцентировал внимание на том, что дети гораздо продуктивней и лучше усваивают материал, если в процессе обучения использовались игры.

В работе логопеда использовать игры не так просто, т.к. занятие с логопедом имеет маленькие временные рамки. Выходом из данной ситуации, является использование элементов игры, другими словами – логопед включает в процесс коррекционной работы игровые приёмы. Благодаря использованию игровых приёмов в своей работе логопед решает сразу несколько задач:

  • снизить быструю утомляемость;
  • повысить работоспособность детей;
  • повысить эмоционально — положительный фон ребёнка;
  • вызвать позитивное отношение к процессу обучения.

Когда ребёнок вместо монотонного  занятия получает атмосферу игровой деятельности, в нём пробуждается стремление к правильному произношению звуков. Для получения продуктивного результата логопед включает множество различных игровых приёмов в свою работу, тем самым создаёт «волшебный» и интересный мир для ребёнка на занятии.

Чтобы настроить ребёнка на позитивный эмоциональный фон и повысить его интерес к логопедическим занятиям, мною были подобраны следующие игровые приёмы:

  • «Перевёртыш» — самодельные бумажные перевёртыши для отработки воздушной струи и артикуляционных упражнений. Например, ребёнок подул на картинку с изображением мешочка, картинка отклоняется и ребёнок видит, что изображено на обратной стороне. На каждом перевертыше на другой стороне изображено упражнение из артикуляционной гимнастики, которое необходимо выполнить: «Подуй на мешочек и ты узнаешь какое упражнение тебе необходимо будет выполнить». Использование данного игрового приёма на практике приводит детей в восторг.
  • «Штампики» — ребёнку выдаётся лист бумаги и несколько штампиков. Затем ему предлагается выбрать любой штампик и поставить на листочек печать. Ребёнок называет изображение, которое у него получилось и выполняет соответствующее артикуляционное упражнение.
  • «Насос с машинкой» — используется для выработки воздушной струи. Ребёнку предлагают поиграть  с насосом: «Давай поможем накачать колёса машинке, чтобы она смогла поехать». Во время надавливания на рычаг насоса ребёнок выполняет упражнение из дыхательной гимнастики (в данном случае, игра отлично подходит для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих и шипящих звуков). Насосом надули шарик, вставленный в машинку, ребёнок нажимает на кнопку и машинка поехала.
  • «Ритмический круг» — использование данного пособия является хорошим игровым моментом для чередования артикуляционных упражнений.

На втором этапе для закрепления изолированного звука подходят игровые приёмы:

  • «Что в мешочках?» — работа с настенным модулем с мешочками. Ребёнок достаёт из каждого мешочка игрушку и озвучивает её — «Жук летит — ж-ж-ж», «Кошка шипит— ш-ш-ш», «Насос надувает колёса машины — с-с-с», «Кораблик гудит л-л-л», «Поезд едет — ч-ч-ч», «Летит комар — з-з-з», «Собачка рычит р-р-р», «Много снега на мело, давай почистим дорогу — щ-щ-щ» и т. д.
  • «Межполушарные доски» — прикрепить к центру изображение (например изображение цветка) «Давай поможем жуку преодолеть путь и долететь до цветка — ж-ж-ж-ж-ж», «Змейка ползёт — ш-ш-ш-ш-ш» и т. д.

Основной целью использования данных игровых приёмов является длительное произношение заданного звука на одном выдохе.

На этапе автоматизации звуков в слогах подходят:

  • «Ёжик» — перед ребёнком стоит игрушечный ёж без иголок. «Ёжик потерял свои иголочки, давай поможем ему собрать их и вставить на место». Вставляя иголки в отверстия на спине ёжика, ребёнок произносит отрабатываемые слоги. После того, как все иголки собрали,  ребёнок нажимает на нос ёжика и иголки вылетают.
  • «Крокодил» — на столе установлен игрушечный крокодил (с открывающейся пастью и зубами, на которые нужно поочередно нажимать). «Повтори за мной звуки»: ребёнок повторяет заданный слог, нажимая на зуб крокодила. При нажатии «больного» зуба, пасть крокодила захлопывается.
  • «Звоночки» — перед ребёнком на столе расположены 4 звоночка основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) и карточки со схемами. Можно отрабатывать как один слог, так и несколько: «Посмотри на схему, тебе нужно нажимать на звоночки в той же цветной последовательности, как изображено на схеме. Нажимай на звоночек и произнеси «са». А теперь запомни, синий звоночек — произносим «со», зелёный — «су», нажимай в той последовательности, как изображено на схеме».

На этапе автоматизации звуков в словах, словосочетаниях и предложениях подходят:

  • «Весёлые присоски» — «Собери все карточки присоской, правильно называя слова, изображённые на карточках». Логопед заранее отобрал карточки с изучаемым звуком. Можно усложнить данный игровой приём: предложить ребёнку собрать присоской только те карточки, в названии которых есть изучаемый звук, также проговаривая название.
  • «Доскажи словечко» — игровой приём с использованием заранее подобранных фигурок-отгадок. Ребёнок находит среди фигурок отгадку, демонстрирует и называет.
  • «Звоночки» — на данном этапе так же можно использовать звоночки или колокольчики основных цветов. Перед ребёнком карточки, на которых в каждом ряду изображено по четыре разноцветных круга, на первых трёх кругах в центре написан один и тот же слог на последнем нарисовано изображение предмета или персонажа, в названии которого есть данный слог. «Посмотри на ряд с четырьмя кругами, нажимай на звоночки в той же цветовой последовательности, как и цветовой порядок кругов, называя слоги и слово: ша-ша-ша-шапка, шу-шу-шу-шут, со-со-со-колесо, за-за-за-коза и т. д.
  • «Волшебник» — перед ребёнком карточки с изображениями предметов, магнитный жезл и магнитные разноцветные фишки. «Посмотри на картинки, мы сейчас заколдуем все предметы, накроем их цветными снежинками». Ребёнок называет изображённый предмет и кладёт на него магнитную снежинку. Когда все предметы заколдованы, предлагаем ребёнку взять магнитный жезл и расколдовать их, собрав фишки жезлом.
  • «Логопедические бродилки»
  • «Съедобное — несъедобное» — сортер, самодельный бумажный мусорный контейнер  и объёмная фигурка человека с прорезью на месте рта, куда нужно  будет вставлять карточки с изображениями предметов. Предлагаем ребёнку провести сортировку: «Соня пьёт сок, Соня ест суп» (словарь: салат, сапоги, сумка, кокос, каска, ананас, самолёт, чеснок и т. д.).
  • «Коробочка» — перед ребёнком пустая коробка и игрушки/фишки, заранее подготовленные на определённый звук. Ребёнок проговаривает: «Я убираю робота в коробку, я убираю …  в коробку (словарь: расчёску, барабан, паровоз и т. д.)
  • «Большой – маленький» — перед ребёнком две игрушки (два персонажа) и две коробки, у одного большая,у другого маленькая. «Помоги Рите и Мариночке сложить их любимые вещи. У Риты предметы большие, а у Мариночки маленькие.» Ребёнок проговаривает «У Риты … (фонарь), а у Мариночки … (фонарик)» и сортирует вещи персонажей по коробкам. (Словарь: фонарь-фонарик, черепаха-черепашка, ремень-ремешок, карета-кареточка, гиря-гирька, рюкзак-рюкзачок, тарелка-тарелочка, матрёшка-матрёшечка, гриб-грибок) и т. д.

Предложенные приёмы можно адаптировать под автоматизацию любого необходимого звука.

Использование игровых приёмов в работе логопеда вызывает у детей интерес к логопедическим занятиям. Дети с удовольствием работают на занятиях, тем самым, процесс автоматизации происходит значительно быстрее.

Ремизова Наталья Александровна
учитель-логопед, ГКОУ Волжская школа 1
Волгоградская обл., г. Волжский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *